В российских городах полным ходом идет подготовка к масштабному празднованию 71-й годовщины окончания Второй мировой войны в Европе. Впрочем, в самой России войну по традиции называют Великой отечественной.
Еще в начале апреля в больших и малых населенных пунктах РФ на улицах и площадях были установлены биллборды с победной тематикой. Правда, не обошлось без путаницы. Так, в одной из программ кемеровского телевидения был показан праздничный коллаж, на котором вместо российского государственного флага был изображен флаг Нидерландов, где красная, белая и синяя полосы расположены в ином порядке.
В магазинах Санкт-Петербурга можно купить сувенирный флажок с надписью «Спасибо деду за Победу», датами «1941 — 1945», Георгиевской лентой и американским танком М24 вместо советского Т-34.
А в Брянске на постере патриотического содержания изображен израильский истребитель. Подпись внизу гласит: «Родина всегда права».
Все это заставляет вспомнить и об ошибках, допущенных год назад, когда, готовясь с размахом отметить 70-летие Победы, пиарщики путали российский флаг с флагом протектората Богемии и Моравии, а на фоне знамени Победы красовались солдаты в форме вермахта.
Но даже если отвлечься от этих неточностей, то некоторые образцы праздничной атрибутики вызывают вопросы. Так, форумы в социальных сетях полны фотографий бытовых товаров и продуктов питания, украшенных Георгиевскими ленточками и другими символами 9 мая.
Появились поздравительные открытки с изображением младенца в пилотке красноармейца и подписью «Я тоже буду героем — как мой прадед». Есть и биллборды, призывающие отжаться в честь Победы… 25 933 раза (по количеству мирных дней после 8 мая 1945 года). Слоган этой акции: «Помню. Горжусь. Отожмусь».
Одна волгоградская газета поместила изображение Иисуса Христа, шагающего с красным флагом на военном параде в центре Москвы.
Корреспондент «Голоса Америки» поинтересовалась мнением российских экспертов: как они оценивают подготовку ко Дню Победы?
«Можем повторить!» vs. «Это не должно повториться!»
Публицист Денис Драгунский не видит в массовой раздаче черно-оранжевых ленточек и в надевании военной униформы 40-х годов никаких негативных аспектов. «Просто праздник переходит в разряд карнавала, когда все наряжаются в доспехи, машут мечами или винтовками. Поэтому, когда к этим шествиям присоединятся ратники Дмитрия Донского и солдаты Петра I из Полтавской баталии, это обретет законченный вид. Потому что желание разукрасить себя военной символикой — абсолютно естественное, и ничего ужасного в этом нет», — считает литератор.
В то же время он отмечает, что лозунги, вроде «Вперед, на Берлин!» или «Можем повторить», это — «глупость какая-то, и я бы даже сказал — неуважение к памяти тех людей, которые пролили столько крови. Получается, что мы согласно положить еще 30 миллионов жизней? Нет уж!», — возражает Денис Драгунский, напоминая, что главным лозунгом Дня Победы в советское время был призыв «Это не должно повториться!»
«И этот, как нынче говорят, “мем”, сопровождался страшными документальными фотографиями разрушенных городов, военных самолетов, беженцев, прячущихся в подвалах детей, концлагерей, и так далее. И все были согласно, что такое, действительно, повториться не должно!» — убежден Драгунский.
То, как трансформировался антивоенный призыв сегодня, публицист объясняет «странным психозом, порожденным больным умом каких-то пропагандистов». И выражает надежду, что это — ненадолго.
«Не думаю, что люди, в семьях которых есть или были настоящие ветераны войны, могут разбрасываться фразами, типа “можем повторить!”. Особенно — в нынешних условиях, когда Россия является ядерной державой», — продолжает собеседник «Голоса Америки».
«Лично мне, — признается Драгунский, — все происходящее глубоко неприятно. Это – какое-то опошление великого подвига советского народа и опошление великих жертв, которые он понес».
«Дойдем до Берлина… за запчастями»?
Отец Дениса Драгунского — писатель Виктор Драгунский — прошел всю войну. Сыном фронтовика является и другой опрошенный «Голосом Америки» эксперт — научный руководитель факультета прикладной политологии Государственного Университета — Высшей школы экономики Марк Урнов.
«Я помню очень яркие воспоминания матери, когда за отцом захлопнулась дверь, и она слышала только удаляющиеся звуки его сапог. А она бегала по квартире и гадала: вернется — не вернется?» — рассказывает Урнов.
«И потом, — продолжает он, — годы спустя я много расспрашивал отца и войне, и он мне рассказывал. Все это хранится в моей памяти. А вся эта буффонада, которая сейчас происходит, это — безвкусица!».
Политолог отмечает: демонстрация военной атрибутики во время парадов 9 мая и в предшествующие дни «поднимает в обществе уровень агрессивности, который и так очень высок, и это — тоже очень плохо».
Кроме того, по мнению Урнова, происходящее свидетельствует о низком уровне культуры, особенно – в российской провинции. «Это показывает, как плохо мы знаем нашу собственную истории. Ведь празднование Дня Победы стало неким суперсимволом, причем — единственным, который обеспечивает коллективную память. Поэтому власть всячески стремится нагнетать чувство приобщенности всех россиян к этому событию. Правда, это обретает уже некие дикие формы», — подчеркивает собеседник «Голоса Америки».
«Ведь в этот “праздник со слезами на глазах” полагалось бы знать, что чудовищное количество жертв может вызывать только скорбь. А пока эта смесь буффонады с агрессией мне лично глубоко неприятна», — признается Марк Урнов.
Одну из причин происходящего политолог объясняет тем, что «люди, которые так празднуют победу, не знают, что такое война. Реальных ветеранов осталось очень мало. И, в основном, это те, кто попадал на фронт в конце войны шестнадцатилетними мальчишками. Более взрослые люди, в основном, уже лежат в могиле. Ведь тем, кому тогда было, скажем двадцать четыре года, сейчас должно быть девяносто пять лет».
«Те люди, которые выходят на демонстрацию и заявляют, что готовы куда-то там пойти и что-то повторить, они даже не представляют себе, ужасов и чудовищности войны — крови, грязи, ожесточения и кошмара», — убежден Урнов.
Вспоминает он и о надписях «Дойдем до Берлина!», которыми украшают свои автомобили владельцы «Мерседесов», «БМВ» и «Ауди». «Кто-то очень хорошо сказал, что, когда он видит такой лозунг на немецких иномарках, он хочет приписать “за запчастями”. И это верно. Потому что на самом деле, этот праздник должен быть тихим и спокойным, чтобы можно было вспомнить о миллионах погибших. А сейчас это — какая-то дурная комедия на крови», — констатирует научный руководитель факультета прикладной политологии ВШЭ.
Культ личности Сталина как оскорбление чувств верующих
Еще одной отличительной чертой празднования 9 мая стало заметное увеличение изображений Иосифа Сталина и на транспарантах, что несут участники праздничных шествий, и на щитах так называемой «наружной рекламы».
В Новосибирске активисты КПРФ заказали размещение 25 плакатов с портретами «лучшего друга физкультурников», в Москве его изображение появится 9 мая на маршрутных такси, а в Санкт-Петербурге — на автобусах. Это транспортное средство уже окрестили «сталинобусами»; при этом инициаторы проекта утверждают, что размещают портреты своего кумира на «сталинобусах» исключительно на коммерческой основе за счет частных пожертвований.
За комментариями по поводу возрожденного культа личности Сталина корреспондент «Голоса Америки» обратилась к заместителю председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра общества «Мемориал» Никите Петрову.
По мнению историка, это явление обозначилось уже давно. «К сожалению, чем меньше остается очевидцев тех событий, чем меньше остается ветеранов, тем сильнее вырастает демагогия относительно того, кто же обеспечил победу в этой войне», — считает Петров.
По его словам, дело не в попытках возродить «культ личности», а в особенностях человеческой психики приписывать все успехи начальству.
«Но я бы не сказал, что в нынешнем году это как-то более заметно, по сравнению с прошлым. Для коммунистов и представителей государственнических движений уже стало традицией как-то приподымать Сталина, возвеличивать его роль. Скорее всего, это лежит в русле антизападных настроений», — полагает эксперт.
«Однако, — продолжает Петров, — в данном случае те, кто возвеличивает Сталина, отдаляются не только от Запада, но и от истории собственной страны. Истории, которая вынесла вердикт Сталину и как человеку, который был виновен и в развязывании войны, и в цене победы, которая далась нам многими десятками миллионов жизней».
Известно, что сам Сталин отменил празднование Дня победы 9 мая. Вместе с тем он поместил свой профиль на медали, рядом с изречением «Наше дело правое, победа будет за нами». «Именно это и называется “культом личности” – когда победа приписывается одному человеку. Воевал и кровь проливал народ, а победитель у нас один, и он изображен на медалях. Этого не позволяли себе даже российские монархи», — подчеркивает Никита Петров.
При этом заместитель председателя «Мемориала» полагает, что тот Сталин, портреты которого несут на майских демонстрациях, имеет мало общего с тем советским лидером, который был посмертно развенчан на ХХ съезде КПСС. «Нынешний Сталин это — миф. Реального Сталина никто уже не помнит и не знает. Его кровожадность и его чудовищные распоряжения забылись населением», — считает историк, отмечая также, что возрождение культа личности диктатора — это проявление рабской психологии, когда массам хочется думать, что ими правит «мудрый вождь».
«Но ведь современное цивилизованное общество не нуждается в вожде. А то, что мы видим в России — симптом очень серьезной болезни нашего общества. Если оно нуждается в кумирах, которые, кстати говоря, отличались особой жестокостью и совершений человеконенавистнических преступлений, то это — очень тревожный синдром», — подчеркивает Петров.
По его мнению, возвеличивание Иосифа Сталина можно квалифицировать как оскорбление чувств верующих. «Та борьба, которую в 20-е–30-е годы коммунистическая партия во главе со Сталиным вела со священнослужителями, никогда не может быть прощено никакой церковью. Население нашей страны и церковь должны об этом помнить. И установка памятников или бюстов должно быть недопустимой вещью, где бы то ни было, кроме как на его могиле», — убежден историк.