В римском амфитеатре в Сирии, ставшем местом казни 25 узников ИГ, российский оркестр играет Баха и Прокофьева. Похоже, Москва осознала важность «мягкой силы».
В июле 2015 года ультрафундаменталисты «Исламского Государства», контролировавшие сирийский город Пальмиру, разыграли жуткий спектакль в амфитеатре, построенном римлянами во втором веке нашей эры. Перед колоннами, возведенными два тысячелетия назад, состоялась казнь двадцати пяти заключенных, которую привели в исполнение 25 детей и подростков. В сентябре 2015 года Россия вступила в войну против ИГ, своими авиаударами оказывая поддержку сирийской национальной армии. 23 марта этого года Пальмира была отвоевана, а фундаменталисты изгнаны. Москва отпраздновала это событие в высшей степени символично. На том же самом месте, где происходил расстрел, симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева — который также является главным дирижером симфонических оркестров Лондона и Мюнхена — исполнил произведения Баха и русских композиторов Сергея Прокофьева и Родиона Щедрина.
Это было тщательно подготовленное торжество и пропагандистский ход. Помимо музыкантов, русскими была приглашена избранная группа международных журналистов, переправленных самолетом в Дамаск, а затем специальным автобусом в Пальмиру. Среди зрителей также можно было увидеть послов из десятков стран-членов ЮНЕСКО.
Если принять во внимание резонанс, затраты на организацию этого события оказались минимальными. Российское телевидение транслировало концерт от начала до конца в прямом эфире. Затем признательность музыкантам в прямом эфире выразил президент Владимир Путин (которого, согласно опросам, поддерживает 80% населения России). Однако цель данного мероприятия выходила далеко за пределы обеспечения популярности внутри страны. Сегодня это событие занимает центральные полосы десятков крупнейших изданий, его обсуждают на телевидении и на интернет-порталах по всему миру.
Стремясь проецировать свою власть в современном неспокойном мире, Россия за последние годы совершила целый ряд шагов, выходящих за рамки впечатляющей модернизации ее армии. Она, как кажется, осознала значение «мягкой силы», способность к убеждению. Так, страна инвестирует внушительные суммы, чтобы поддерживать работу своих профессиональных информационных агентств, имеющих свои бюро в Нью-Йорке и Лондоне. «Россия Сегодня» и «Спутник» вовсе не похожи на советскую «Правду», с ее официальностью и излишней рассудительностью. Военная операция в Сирии была непродолжительной и своевременной, завершившись 26 марта. И нет никаких признаков нарушений прав человека в противовес тому, что часто происходит с США.
Между тем состоявшаяся музыкальная презентация являет собой продолжение советского сопротивления нацизму. В августе 1942 года во время блокады немецкими войсками Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) ослабевшие от голода музыканты одного из городских симфонических оркестров имели честь сыграть ленинградскую премьеру «Седьмой Симфонии» Дмитрия Шостаковича.