Сопредседатели Минской группы ОБСЕ заявляют, что на фоне последнего роста насилия в зоне карабахского конфликта и исходя из необходимости незамедлительного снижения напряжения на линии соприкосновения, настало время, чтобы президенты Армении и Азербайджана встретились. «Наши министры иностранных дел готовы организовать встречу на следующей неделе в Вене. Основная задача будет заключаться в укреплении режима перемирия и поиске путей формирования доверия, что позволит возобновить переговорный процесс на основе основополагающих принципов урегулирования проблемы»,— заявляют послы Ирогь Попов (Россия), Джеймс Уорлик (США), Пьер Эндрйо (Франция).
Они подчеркивают, что переговоры не могут благополучно возобновить, если насилие будет продолжаться, и путем переговоров не будет достигнут мир. «Мы настаиваем, что конфликт не имеет военного решения»,— заявляют они.
И еще до соответствующей реакции из Еревана, Степанакерта или Баку, первым прозвучало заявление официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. Она открыто заявила: «На следующей неделе в Вене планируется, подчеркиваю, планируется встреча президентов Армении и Азербайджана. В ней также предполагается участие министров иностранных дел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция). Основная цель прорабатываемых консультаций, которые возможны, заключаются в том, чтобы попытаться усилить режим прекращения огня, снизить военные риски, договориться об укреплении конкретных мер доверия».
Также Захарова добавила, что на встрече примет участие министр иностранных дел России Сергей Лавров. А это означает, что примут участие также Джон Керри и Жан-Марк Эйро, главы внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей. Ее уверенность, что встреча состоится, наверное, обусловлена телефонным разговором между Лавровым и Керри, а также встречами Налбандян-Эйро, Мамедъяров-Штайнмайер.
Армения и Степанакерт тоже отреагировали. «О встрече президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента Армении Сержа Саргсяна будет информировано должным образом»,— сказал пресс-секретарь президента Армении Владимир Акопян. Заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян отметил, что прогресс в вопросе урегулирования конфликта возможен только при полном участии Нагорного Карабаха в переговорном процессе. «Заключение 12-го мая 1994г. бессрочного соглашения о прекращении огня и боевых действий Нагорным Карабахом, Арменией и Азербайджаном стало возможным, поскольку руководство Азербайджана инициировало прямые переговоры с руководством Нагорного Карабаха. Это является доказательством того, что подвижки в вопросе урегулирования конфликта возможны только в случае полноправного участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе»,— сказал Кочарян.
Он подчеркнул, что соблюдение перемирия 1994 года является международным обязательством сторон, а возобновление боевых действий со стороны Азербайджана 2-5 апреля грубо нарушает это обязательство и является очевидным проявлением агрессии. Шаварш Кочарян также заявил, что когда речь идет об «оккупированных территориях», это может касаться и оккупированных Азербайджаном территорий, в частности, Шаумянского района, некоторых участков Мартакертского и Мартунийского районов. Особенно важны его слова об эмбарго на поставки вооружений всем сторонам карабахского конфликта. Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян напомнил, что президент Армении отмечал, в каком случае возможно возобновление переговорного процесса.
«В этих заявлениях сопредседателей есть пункты, которые отражают сказанное президентом РА, следовательно, ожидается, что сопредседатели принимают эту идею и придают важность обеспечению стабильности и отказываются от любого силового варианта»,— сказал он. По мнению Давида Бабаяна, должен возобновиться полноценный формат переговоров. «Особенно, когда Азербайджан в ходе четырехдневной войны доказал, что воюет против НКР. Это как так выходит, что воют против нас, но не хотят сесть за переговоры?»
Накануне министр иностранных дел Азербайджана в Берлине встретился с главой МИД Германии и представил ему, согласно официальному сообщению азербайджанского МИДа, апрельские происшествия и заявил, что Армения должна выйти из «оккупированных территорий». Естественно, нет ни слова о том, что сказал Штайнмайер. Министр иностранных дел Германии Франк-Валтер Штайнмайер в Берлине обсудил с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым тему карабахского конфликта, согласно официальному сайту немецкого МИДа. Во время встречи была подчеркнута важность возвращения за стол переговоров, с целью найти политическое урегулирование для карабахского конфликта. Штайнмайер призвал, в качестве первого шага, стабилизировать действующий режим прекращения огня, чтобы, наконец, стало возможным ведение политических переговоров для достижения долгосрочного урегулирования. «В рамках своего председательства в ОБСЕ, Германия останется верной поискам путей урегулирования конфликта. Германия поддерживает посредничество сопредседателей Минской группы ОБСЕ, целью которого является найти урегулирование со всеми сторонами конфликта»,— сказано в заявлении Штайнмайера.
Что получается? Три условия для возобновления переговоров, выдвинутые президентом Армении Сержом Саргсяном, формально начинают выполняться, но не содержательном плане, потому что стрельба на линии соприкосновения не прекращается, Азербайджан продолжает беспорядочные обстрелы, военная риторика не умолкает, более того, Ильхам Алиев лично наградил военнослужащего, который является преступником, согласно международным конвенциям. Судя по официальным заявлениям Баку, в позиции Азербайджана изменений не произошло, единственная новость — готовность к встрече. До четырехдневной войны Баку отказывался от встреч с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, министрами иностранных дел, тем более, президентов.
У Армении два варианта. Первое, пойти на встречу и обсудить предлагаемую повестку сопредседателей, ни шага не уступая от условий: выдвинутых Саргсяном. Более того, Армения должна настаивать на участии в переговорах Степанакерта. Есть второй вариант — настаивать, что условия не выполнены, не было сделано адресных заявлений, Азербайджан нарушает перемирие, безопасность народа НКР не гарантирована, Баку не дал согласия на формирование механизмов контроля на линии соприкосновения. О чем в этих условиях вести переговоры и какие есть гарантии, что Баку в очередной раз не провалит переговоры? Наверное, именно для исключения этого варианта и отмечается, что на встречу в Вене приглашены Керри, Лавров и Эйро. Есть еще одна проблема — линия соприкосновения должна восстановиться на довоенных границах. Вопрос может решиться переговорами или военным путем. Но должен решиться.
P.S. И что? Вопрос о признании НКР остается в политической повестке Армении, но отправляется на второй план предложением о новых переговорах. В сложившейся ситуации Еревану и Степанакерту некуда отступать. Не имеет места для отступления и Баку, но Баку сейчас на международной арене занимает позиции агрессора, убийцы и глобально постепенно терпит поражение. Адресные заявления публично не делаются, четырехдневная война показала кто есть кто и кто чего хочет. Венская встреча, если состоится, скорее всего будет иметь разведывательную цель, и пройдет в этом плане продуктивно или провально. Все зависит от подготовки и правильного выбора исходных пунктов. В случае упущения момента, Баку возобновит войну.