Фильм «Неоновый демон» датского режиссера Николаса Виндинга Рефна стал вторым фильмом конкурсной программы 69 Каннского фестиваля, который публика встретила свистом. Хотя свистели не все: мнения разделились, одним фильм показался прекрасным, другим — глупым. А кому-то прекрасным и глупым одновременно.
В 2011 году фильм под названием «Драйв» Николаса Виндинга Рефна был премирован в Каннах призом за лучшую режиссуру. С тех пор 45-летний датчанин успел побывать членом каннского жюри и в 2013 году представил в каннском конкурсе картину «Только бог простит», которая крайне негативно была встречена зрителями фестиваля. На этот раз мнения разделились: кто-то остался неравнодушен к неоново-кровавой живописности кадров его нового фильма, иные возмущены полным отсутствием смысла в картине.
«Неоновый демон» — это история о юной девушке удивительной нестандартной красоты, которая попадает в Лос-Анджелес, мечтая стать манекенщицей (в ее роли снялась 18-летняя американская актриса Эль Фэннинг. Ее карьера начинается молниеносно, но едва очутившись на подиуме, она становится объектом злобной зависти со стороны своих старших товарок. «Помни, — говорит одна модель в фильме. — После 21 года в этой профессии делать нечего». Тьерри Фремо, гендиректор фестиваля, сам намекнул на разязку, сообщив, что это «фильм ужасов о каннибализме среди топ-моделей». Готовые на все манекенщицы съедают молодую конкурентку, обмазываются ее кровью, дабы украсть чужую красоту. А помогает им в этом гримерша, которая оказывается лесбиянкой-некрофилкой. Индустрия красоты оборачивается для героини индустрией смерти. Всё это происходит в облюбованных режиссером прекрасных глянцевых декорациях, подсвеченных неонами и красными фонарями.
С фильмом Николаса Виндинга Рефна «Неоновый демон» ситуация в Каннах была зеркально противоположной тому, что произошло накануне с фильмом Ксавье Долана «Просто конец света». Было и схожее: на сеанс для прессы пришло огромное количество журналистов (даже больше, чем на сеанс Долана). Зрители моментами дружно смеялись, и из зала мало кто уходил. А затем последовал шквал негативных реакций. Но если Долана критиковала в основном американская пресса, а европейцы были более снисходительны, фильм Виндинга Рефна, наоборот, отверг Старый континент, а в США вроде бы поддержали.
Наше досье
Один из влиятельных американских киносайтов чуть ли не первым поспешил опубликовать рецензию с ключевыми словами в заголовке: безумный драйв, секс, кровь, некрофилия.
Другой комментатор предупреждал: «Что бы мы ни написали про этот фильм, подготовиться к нему невозможно, всё равно он станет шоком для зрителя». Третий комментатор резюмировал: «Это кино — прекрасное и глупое, как реклама духов в 2000 годах».
Но самой неожиданной, наверное, была реакция зрителей в соцсетях. Они отреагировали в духе бессмертной героини Лии Ахеджаковой в «Служебном романе», секретарши Верочки: «Критики фильм ругают, значит, хороший, надо смотреть».