На этой неделе в Стамбуле уйдет с молотка свидетельство одного из самых сокрушительных поражений в нашей истории. На торгах, которые 29 мая в Point Hotel проводит Стамбульский аукционный дом, выставляется оригинал десятистраничного дополнительного соглашения к Кючук-Кайнарджийскому миру по стартовой цене три тысячи турецких лир. По этому мирному договору, подписанному в 1774 году после нашего поражения в войне с Россией, в которую мы вступили в 1768 году, нам пришлось признать, что Крым полностью ускользает из наших рук. Дополнительное соглашение, о котором идет речь, было заключено позже и регулировало порядок прохождения российских кораблей через проливы.
8 октября 1768 года Турция была вынуждена объявить войну России, которая постоянно вмешивалась в дела Польши (в то время «Речи Посполитой»), подстрекала Грецию и Балканы на бунт против нас и беспрестанно нарушала границу. Хотя в продолжавшихся на протяжении шести лет боях наши войска добились определенных успехов, со временем фронты рухнули, мы терпели неудачу за неудачей, а после осады российской армией турецких войск в Шумле Османской империи пришлось признать поражение.
Мы потеряли и земли, и влияние
Мирный договор был подписан 21 июля 1774 года в селе Кючук-Кайнарджа на берегу Дуная на территории нынешней Болгарии и вошел в историю как свидетельство одного из первых и крупнейших наших поражений. Хотя, согласно первому пункту договора, Крым, который веками был нашей территорией, казалось бы, становился независимым, на самом деле его уступали России. Наряду с Крымом к России переходили многие другие земли, и Турция должна была платить колоссальные репарации. Другой очень важный пункт этого договора заключался в том, что Россия официально брала под свою защиту христианское население Османской империи.
Кючук-Кайнарджийский мир, заключенный в период, когда в России правила царица Екатерина II, а в Турции — Абдул-Хамид I, стал первым соглашением, который Османская империя была вынуждена подписать, признав свое поражение перед одним государством. Кроме того, с тех пор этот договор превратил Россию в один из крупнейших источников нашего беспокойства. Отныне Россия, которой мы ранее неоднократно наносили поражение (прежде всего в ходе Прутского похода во времена правления Балтаджи Мехмед-паши), выступала перед нами как сильное государство, а мы проигрывали практически каждую битву, в которую вступали с русскими, вплоть до трагедии в Сарыкамыше во время Первой мировой войны.
Предтеча вопроса о проливах
29 мая Стамбульский аукционный дом выставит на торги десятистраничный документ на турецком и французском языках, подписанный 4 ноября 1789 года и ставший дополнительным соглашением к тому самому Кючук-Кайнарджийскому миру, который засвидетельствовал один из крупнейших разгромов в нашей истории. В этом тексте определяются детали применения пункта договора, с которым Турция согласилась в 1774 году, когда дала российским торговым судам право проходить через проливы без получения специального разрешения и разрешила им свободу передвижения в Черном и Средиземном морях. Таким образом, соглашение, выставляемое на аукцион, представляет собой один из первых документов, заключенных по сохранявшемуся веками вопросу о проливах.
В Турции, совсем недавно познакомившейся с «эфемерой», а именно — коллекционированием документов, и аукционами, представляющими такие лоты, первопроходцем на этом пути является Угур Егин (Uğur Yeğin), владелец Стамбульского аукционного дома, который ранее, пусть и несколько рискованно, выставлял на открытые торги документы и личные вещи Энвер-паши, давая всем желающим возможность овладеть этими объектами. Так, благодаря ему многие важные документы не оказываются в дальнем углу или на мусорной свалке.