Корни русофобии можно найти в военных событиях XIXвека. Речь, прежде всего, о периоде Крымской войны, которая завершилась Парижским мирным договором 1856 года. Эта война также ознаменовала конец европейского единства держав в мировой политике. Последующие события привели Европу к началу Первой мировой войны, которая жестоко «прошлась» по всему миру.
С тех пор русофобия в англо-американском пространстве, а затем и в значительной части западного мира вообще превратилась в политическую одержимость. Ее распространению способствовала и геополитика, которая объясняет функционирование мира на упрощенной формальной основе отдельных географических пространственных характеристик стран, а их отношения описывает как борьбу между морскими и сухопутными державами.
На заднем плане этой сомнительной идеи — мысль о том, что на самом деле существует только два государства, являющихся морскими державами: раньше это была Великобритания, а в XX веке (прежде всего после Второй мировой войны) — уже только США. Косвенным доказательством использования этой «теории» вплоть до сегодняшних дней является большая флотилия авианосцев США, которые имеют на вооружении десять подобных судов водоизмещением более 100 тысяч тонн.
Одиннадцатый планируется ввести в эксплуатацию в этом году, однако этим планам угрожают разного рода технические проблемы. Назвать авианосец инструментом обороны, который Соединенным Штатам, находящимся «под угрозой», необходим для безопасности, может только дилетант или невежда, которых в кругах «парааналитиков» в области международных отношений и безопасности, в том числе и в Словакии, полно.
Все остальные современные и прошлые державы — Россия (и бывший СССР), Франция, Германия, КНР (Китай), Османская империя и прочие — согласно такой геополитике были и остаются лишь сухопутными державами. И хотя геополитическая «теория» популярна во многих странах, ее интерпретация в конце концов всегда направлена на обоснование того, что именно США обладают потенциалом владеть миром.
Очередной волной русофобии стал антисоветизм, который видел в политике СССР продолжение российской имперской политики (даже несмотря на теории конспирационного характера о том, что за революциями 1917 года стояла Германия и другие западные страны со своими деньгами, а большевики были только марионетками в их руках). После этой волны мир снова ожидала большая война. Сейчас все чаще скрывают, что главным полем боя была Европа, а самое тяжелое бремя боев легло на плечи СССР. Забывают и о том, что Япония, союзница Германии, совершала самые жестокие преступления по отношению к Китаю. Печально наблюдать истерическую русофобию в Польше или, что еще хуже, на Украине и в прибалтийских республиках. Эта русофобия связана с открытой пропагандой фашистских преемников.
Небольшую волну русофобии, связанную с антисоветизмом (и антикоммунизмом), подняла администрация президента США Р. Рейгана в 80-х годах прошлого столетия. И хотя СССР рухнул, произошло это не из-за русофобии или антисоветизму. Правда утверждать, что современное устройство мира является более справедливым, лучшим и безопасным, чем то, которое было, уже нельзя.
Какое-то время казалось, что русофобия канула в небытие. Однако после выступления президента РФ Владимира Путина на конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2007 года поднялась новая волна русофобии. Она значительно выросла после начала украинского кризиса и операции ВВС РФ в Сирии в ответ на просьбу президента этой страны Башара Асада.
Первая скрипка в распространении современной русофобии — это США и НАТО. Называя Россию угрозой для США, Америка лишь обнаруживает свое безграничное отчаяние в связи с постепенной утратой позиций в мировой политике, и именно с этим связано опасное стремление США создать хаос, в котором бы все потерялось.
Высказывания министра обороны и госсекретаря США на эту тему буквально шизофренические: с одной стороны, это разговоры о российской военной угрозе для США, а с другой, убеждение европейских членов НАТО в том, что им не следует бояться «злых русских», потому что Вашингтон расширяет свое военное присутствие в Европе.
Словам генералов и представителей военно-промышленного комплекса о несовременности и неэффективности вооружений США мы уже вообще не удивляемся: они льют воду на мельницу финансового кризиса Вашингтона и мира, которым правит доллар.
Интересны и высказывания представителей НАТО, прежде всего, его генерального секретаря Йенса Столтенберга. Анализ этих изречений показал, что в них тоже сквозит политическая раздвоенность души: НАТО достаточно сильно, чтобы отразить российское нападение, планирование которого, однако, доказать не удается. Но при этом, как бы мимоходом, добавляют, что с Россией будут считаться, поскольку без нее (и признания ее интересов) безопасности в Европе не достичь.
Подобными высказываниям вторит глава Военного комитета НАТО чешский генерал Павел, который видит российскую угрозу за каждым холмом и леском и считает, что против РФ можно использовать и ядерное оружие. В этот сценарий вписываются недавние изречения нового командующего войсками США в Европе генерала Скапаротти, который одновременно занимает пост главнокомандующего ОВС НАТО в Европе. Возрождающаяся Россия якобы угрожает НАТО, и приоритетом становится сдерживание российской агрессии.
В тяжелый период, который сегодня переживают ЕС и вся Европа, вспомним, что в европейской истории русофобия никогда не приводила ни к чему хорошему, а проблемы всегда только обострялись. Результатом был рост напряженности, которая подрывала экономическую и политическую стабильность на континенте. Одумается ли хоть кто-нибудь из лидеров ЕС, даже если США и НАТО придерживаются иного мнения?
Автор преподает международные отношения в Экономическом университете в Братиславе.