Чешское правительство создает специальное подразделение, которое будет противодействовать влиянию в стране пропаганды, поступающей из-за рубежа. Инициаторы проекта, который разрабатывается Министерством внутренних дел, не скрывают, что главной задачей отдела является борьба с деятельностью Кремля, который все чаще использует веб-сайты и социальные сети для целенаправленного распространения среди чешского населения специально обработанной информации. Если до сих пор отслеживание подобной деятельности российских структур велось силами общественных аналитических центров, таких как KremlinWatch, то теперь к борьбе с пропагандой и дезинформацией подключилось правительство.
МИД Чехии создает отдел по противодействию российской пропаганде. По словам министра внутренних дел Милана Хованеца, около тридцати специалистов будут отслеживать появление недостоверной информации, а также деятельность в Интернете и в социальных сетях прокремлевских СМИ. Глава МВД ЧР сообщил, что новая структура «призвана научить государственных служащих лучше передавать информацию и предупреждать их о рисках, которые несет в себе дезинформация». «Чешская Республика представляет для России интерес как член ЕС и НАТО, потому что эти структуры принимают решения на основе консенсуса, а если нет консенсуса, то у России развязаны руки», — объясняет цели, которые преследует в Чехии Кремль, специалист по России и Восточной Европе Института международных отношений Карлова университета Ян Шир, который напоминает, что волна российской пропаганды поднялась после аннексии Крыма.
«Начиная с 2014 года в Чехии появилось множество так называемых альтернативных сайтов, которые распространяют прокремлевскую информацию в соответствующей интерпретации, а также дезинформацию», — сообщает Ян Шир. Некоторые из этих сайтов, таких как Sputnik News, указывает специалист, открыто финансируются Москвой. Десятки других, которые могут внешне напоминать обычные новостные сайты, имеют менее прозрачную структуру, и их владельцев обнаружить достаточно сложно. Ян Шир приветствует создание отдела МВД, поскольку, как он подчеркивает, этот шаг «является частью широкой инициативы правительства по укреплению безопасности», а создание такой команды «стало результатом проведения аудита национальной безопасности, который был осуществлен в конце 2015 года».
«Деятельность подразделения фокусируется на нескольких вопросах, касающихся национальной безопасности, в том числе так называемых нетрадиционных, гибридных угрозах, где очень сильным компонентом является пропаганда. Сам факт того, что Чешская Республика намерена сформировать такую команду, указывает на то, что Чехия принимает это всерьез», — считает Ян Шир.
Отдел по противодействию пропаганде уже создан в Брюсселе, в рамках структуры, которую возглавляет глава европейской дипломатии Федерика Могерини. В Евросоюзе давно отмечают нарастание информационного давления со стороны Москвы. Так, в Германии убеждены, что путем распространения дезинформации Кремль надеется подорвать позиции канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Аналитический центр KremlinWatch, давно занимающийся данной проблематикой, считает, что основной поток пропаганды из Москвы направлен в данный момент на Прибалтику, где значительна доля русскоязычного населения, и новостная информация публикуется на русском языке. В этой связи KremlinWatch цитирует слова министра иностранных дел Литвы Линаса Линкевичюса: «Это действительно серьезная угроза. Я думаю, что мы сильно недооцениваем эту информационную войну, в которой, мягко говоря, не побеждаем».
В контексте информационной войны многие журналисты вспоминают о рейтинге, составленном московским Институтом стратегических исследований, в котором Чешская Республика заняла первое место по «уровню недружелюбия СМИ по отношению к России». Интернет-ресурс Sputnik в связи с этим цитировал сотрудника института Игоря Николайчука, назвавшего Чехию «разделенной надвое страной», где существуют две противоположные тенденции — притяжение, с одной стороны, к германскому, а с другой, к славянскому миру.
По наблюдению аналитиков, в настоящий момент в чешском сегменте Интернета действуют десятки пророссийских сайтов, имеющих вполне профессиональный облик. Непрозрачность их структуры ставит вопросы по поводу источников финансирования, считают активисты KremlinWatch.
О проблеме пропаганды в СМИ и ее действии в чешском сегменте Интернета мы поговорили с аналитиком KremlinWatch Романом Мацой.
— Как вы начали заниматься проблематикой пропаганды в СМИ, и в каких проектах вы участвуете?
— Этой проблематикой я занимаюсь давно, поскольку раньше работал в области Интернет-безопасности, куда относятся такие аспекты, как пропаганда и манипуляции. Мой интерес усилился после того, как я посетил Восточную Украину, написал о том, что я там увидел и узнал и стал сравнивать с тем, что распространяется в чешских СМИ, которые можно назвать альтернативными, и как они относятся к тому, что я пишу. На меня была предпринята атака со стороны разных троллей. Это только повысило мой интерес.
— Мы уже обращались к теме присутствия так называемой кремлевской пропаганды, или российской пропаганды, вероятно, направляемой из-за рубежа, в чешских СМИ. И наши слушатели и читатели всегда нам ставят в упрек, что у нас нет конкретных примеров проявления кремлевской пропаганды в чешском медиальном пространстве. Вы можете привести какой-нибудь пример?
— Примеров много. У них есть одна общая черта — работа с эмоциями зрителя, слушателя, читателя. Этими людьми пытаются манипулировать, добавляя эмоции в обсуждение различных тем. Сейчас это можно наблюдать при обсуждении кризиса с беженцами, Евросоюза, ислама и т. д. Конечно, это тема Украины, тема неэффективности управления, военные темы, как, например, «НАТО и США хотят воевать в Европе против России».
— Вы говорили, что были на востоке Украины во время вооруженного конфликта. Какие элементы пропаганды вы обнаружили в Чехии, когда приехали, обладая информацией о происходивших там событиях, и представили ее на суд общественности?
— Например, я посетил город Славянск — это был город, где начались эти события на востоке Украины. Я увидел город, где люди гуляют по улицам, открыты рестораны, работает общественный транспорт. Конечно, там прошла война. Но когда я вернулся, то прочитал сообщения, что, якобы, этого города уже нет, что там действуют какие-то концентрационные лагеря, какие-то фашисты убивают детей, какие-то каннибалы… В общем, всякие ужасные вещи. Это стало для меня шоком.
— Вы составили список сайтов, которые вы называете «сайтами прокремлевской ориентации». По каким параметрам вы отбирали эти ресурсы?
— Мы как организация «Европейские ценности» собираем различную появляющуюся дезинформацию. И в этот список входит около 100 сайтов. Мы проводим мониторинг этих сайтов, смотрим, что там пишут. Например, появляется тема беженцев, и российский политический взгляд на это подается как альтернативный. Один из критериев — эти сайты обычно бывают анонимными, это непрозрачные структуры с непрозрачным финансированием. Это загадочные сайты. Огромная проблема, когда сайты берут, информацию из российских агентств или телеканалов, не проверяя ее у противоположной стороны. Так происходило, когда было фиктивное «изнасилование» 13-летней девочки в Берлине. Тогда об этом начали писать и серьезные СМИ, потому что они учитывали только российский взгляд. Однако реакция из Германии последовала быстро, и тогда удалось представить и точку зрения немецкой стороны. И оказалось, что это — выдуманная история. Также был представлено интервью с неким имамом, который говорил о событиях новогодней ночи в Кельне, и по «РЕН ТВ» сообщили, будто он сказал, что в изнасилованиях виноваты сами женщины. Потом оказалось, что это был фейк, потому что он говорил совершенно другое, а это было просто изложено так «РЕН ТВ».
— Вы изучаете посещаемость таких сайтов? Какое количество пользователей туда обращается?
— Это сложный вопрос, потому что там нет статистики по читателям. При этом они распространяют дезинформацию по поводу того, сколько людей их читает. Например, один из самых известных таких сайтов — Aeronet утверждает, что его посещаемость составляет более миллиона в месяц, что явная глупость. Он абсолютно анонимный, на сайте указаны два телефонных номера — один в США, другой в Великобритании. Все анонимно, а статьи подписаны какими-то никнеймами. Так они работают — абсолютно секретно.
— В России существует очень популярный ресурс, который входит в десятку самых читаемых ресурсов России — сайт ИноСми. Они делают переводы буквально из всех СМИ мира, со всех языков…
— Да, ИноСми, например, уделяют много внимания одному чешскому блогеру, который работает охранником в торговом центре, а они его называют «известным чешским журналистом». Ему выделяется такое большое место на этом сайте, потому что он абсолютно прокремлевский, большой поклонник Сталина, радикальных решений, позитивно смотрит на некие военные успехи России и оружие России. «Россия — самая могучая страна в мире». Это, конечно, нравится такому сайту.
— Как вы считаете, насколько серьезно влияние дезинформации на настроения в чешском обществе?
— Я думаю, это — огромная проблема. И не только в Чехии. Сейчас существует миграционный кризис, проблемы исламского радикализма. Люди теряют доверие к правительству. И когда появляются такие проблемы, они ищут какую-то альтернативу, роль которой и выполняют прокремлевские сайты.
— Как прокремлевские сайты могут использовать миграционный кризис в своих целях?
— Если бы они писали исключительно о том, что Россия — хорошая, Россия — свободная, то у нас все же есть другой исторический опыт, и многие этому не поверят. Доверять этому будет только 10–20%. Поэтому нужно найти другие темы. И эти сайты распространяют большое количество другой информации. Это сотни сообщений, среди которых они ищут, какая тема будет наиболее востребована. Цель — развал демократии и либерального общества.
— Чешское общество, видимо, разделено на две части. Одна положительно отнеслась к визиту в страну байкеров «Ночные волки», а другая выступила с протестом, который мы наблюдали на Вацлавской площади в Праге.
— Я согласен, что чешское общество разделено. Здесь сложно что-то комментировать, потому что можно смотреть на это так — они едут поклониться памяти погибших во время войны. Против этого я ничего не имею и тоже могу выражать подобные чувства. Здесь важно смотреть, кто именно этим занимается, и если это люди, участвовавшие в военных действиях на востоке Украины, в Крыму, тогда нужно смотреть на это с осторожностью.
— Почему президент Милош Земан посещает российское посольство? Какую цель он преследует?
— Его там лучше понимают, так он становится более серьезным политиком. Союзников России в мире немного, и он найдет там свое место, о нем будут хорошо говорить, он станет важным. Например во время визита президента в Чехии в Китай там участвовали такие стороны как Россия, Венесуэла, Камбоджа. Там он ищет своих союзников, потому что в этом кругу он выступает как уважаемый, независимый, говорящий правду политик. Российские СМИ пишут о Милоше Земане, что он герой, защитник России, отстаивающий правду и независимость, а не какая-то марионетка США.
— Насколько объективно российские СМИ освещают события в Чехии?
— Если это нужно в интересах России, то освещают довольно странно. Например, какая-то группа демонстрантов в количестве десяти человек придет куда-то для проведения манифестации, а там уже их ждет пять российских телеканалов, сообщающих о «массовых протестах в Чехии». Берут у кого-то из них интервью с одним из демонстрантов, представляя его зрителям как какого-то случайного прохожего. Это уже известные звезды российских СМИ. Так что там, где присутствует какой-то интерес России, нельзя говорить об объективной подаче информации. А когда у России нет заинтересованности, российские СМИ работают прекрасно и высокопрофессионально. Когда несколько недель назад произошел конфликт между Азербайджаном и Арменией, для меня стало большим сюрпризом, насколько объективно предоставляли информацию российские СМИ, давая возможность высказаться и той, и другой стороне.