Считаю необходимым подробно рассказать об одном из определяющих элементов гибридной войны, который применяет против нас страна-агрессор — Российская Федерация. Элемент этот имеет сугубо уголовную основу. Используя военные действия на Востоке нашего государства, влияя извне и изнутри на экономический и социальный кризис в нашем обществе, усиливая информационную агрессию через СМИ, враг, кроме этого, значительно усиливает свое влияние на уголовный мир, а через него — и на ухудшение криминогенной ситуации на территории нашего государства.
Следует отметить, что на Украине прослеживается насыщение и активизация деятельности организаторов и руководителей преступных группировок, получивших гражданство и статус «вора в законе» на территории Российской Федерации. В связи с этим они находятся под влиянием спецслужб РФ и используются последними для сбора информации и дестабилизации криминогенной обстановки в регионах Украины.
Анализ состояния оперативной обстановки свидетельствует, что на территории Украины действует устойчивое иерархическое объединение лиц, которое содержит признаки преступной организации, создано для совершения тяжких и особо тяжких уголовных правонарушений, а управляется и координируется лидерами организованных групп (структурных частей преступной организации). Руководят преступной организацией лица, наделенные в уголовном мире самым высоким статусом «воров в законе», которые для усиления преступной деятельности сплачивают бандитский элемент, непосредственно планируют, организовывают и руководят совершением уголовных правонарушений его участниками.
Известно, что средства из общего воровского финансового центра, т.н. «общака», «воры в законе» используют для совершения преступлений, решения бытовых и личных вопросов руководителей и участников преступной организации, подкупа коррумпированных представителей власти, легализации на территории Украины, учреждения и ведения бизнеса, в т.ч. незаконного.
А еще — с целью лоббирования своих представителей к самым высоким органам власти для обеспечения крыши преступной организации, защиты ее интересов и уже созданного бизнеса путем создания собственного положительного имиджа и поддержания культа «воровской романтики», в частности с использованием интернет-ресурсов и социальных сетей; для учреждения разного рода псевдоправозащитных организаций и благотворительных фондов, которые через медиаресурсы могут, при необходимости, создавать негативные настроения в обществе, настраивать его против правоохранительных, судебных органов, а также органов власти; для обеспечения всего необходимого (в т.ч. приобретения техники, оружия, другого имущества, создания субъектов хозяйствования, банков) и т.п.
В состав преступной организации входят и другие участники организованных групп и представители криминалитета, которые активно поддерживают «воровское движение» и установленные правила поведения, платят средства в «воровской общак», обеспечивают поддержку, т.н. подогрев, своим приспешникам, отбывающим сроки в учреждениях исполнения наказаний, а также принимают непосредственное участие в совершении тяжких и особо тяжких преступлений на территории Украины. Все преступные формирования пытаются расширить свои экономические основы, стремясь увеличить долю легальной экономической деятельности.
Это может представлять особую общественную опасность. На почве сложной социально-политической и экономической ситуации указанная тенденция может со временем заостриться. Все чаще поступает информация о создании лидерами уголовной среды собственной контрразведки, в состав которой входят настоящие профессионалы — бывшие работники правоохранительных органов, заблаговременно нейтрализующие активность специальных служб и подразделений.
Кроме того, почти у каждого более или менее влиятельного «вора в законе» есть высокопоставленный покровитель, а иногда — и связи с представителями медиа, которые по заказу организовывают размещение нужных публикаций, в том числе таких, которые дискредитируют то или иное должностное лицо. Пытаясь всячески избежать уголовной ответственности, вышеупомянутые лица используют услуги высокооплачиваемых адвокатов. В ход идут юридические ухищрения, фальсификации. Известны также случаи запугивания правоохранителей, привлечение частных охранительных структур и материальный интерес (взятки) представителей судебной ветви власти.
Нередко среди участников преступных организаций на почве перераспределения сфер уголовного влияния возникают конфликты, которые приводят к совершению заказных убийств, нанесению тяжких телесных повреждений, незаконному лишению свободы или похищению человека, намеренному повреждению имущества и т.п. Эти конфликты могут носить продолжительный характер, что, в свою очередь, приводит к обострению криминогенной обстановки.
Особенностью деятельности участников преступной организации на Украине, которая приобрела ключевое значение в течение последнего года, стала ее политизация, интеграция с террористической деятельностью, ориентация на достижение экономических целей путем установления территориального контроля. Указанная тенденция обусловлена агрессией РФ против Украины и активным использованием Российской Федерацией именно криминалитета для достижения политических целей на Украине.
Отдельные преступные группировки созданы для обеспечения экономических интересов олигархично-монополистического капитала и финансируются с неподконтрольной государственной власти части Украины. Противоправная деятельность участников преступной организации нацелена чаще всего на получение прибыли от незаконного использования легальной экономики и коррупционных схем, т.е. имеет целью системное разворовывание национального богатства.
Один из специфических признаков незаконной деятельности участников преступной организации — использование международных финансовых систем для вывода средств, полученных противоправным путем, в другие страны. Реципиентом этих средств чаще всего являются экономики стран ЕС и аффилированные с ними офшорные зоны. Преступления, совершенные участниками преступной организации экономически-коррупционной направленности, имеют высокий уровень латентности и, даже когда обнаруживаются, как правило, не квалифицируются как содеянные в составе организованной преступной группировки.
Преимущественно они учитываются в сфере общеуголовной преступности относительно лиц низового уровня. Указанная ситуация вызывает критические последствия в борьбе с организованной преступностью, содействует недоверию населения к власти в целом и негативному имиджу страны на международной арене. Т.н. воровское движение на Украине носит транснациональный и международный характер. На сегодняшний день установлены связи и в других странах, в частности Российской Федерации, странах СНГ, Европейского Союза и Объединенных Арабских Эмиратах.
В Верховную Раду Украины был представлен законопроект №1188 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ответственности для «воров в законе» и преступлений, совершенных преступными группировками). Принятие этого закона могло иметь историческое значение как внутри нашего государства, так и на международном уровне. Но 17.05.2016 г. закон отклонили. Не голосовали (возможно, из личных или политических убеждений) депутаты, которые не поняли или не хотели понять важности такого решения.
Это «Оппозиционный блок», «Відродження» (один голос — «за»), «Воля народа», фракция РПЛ. Именно тогда в Праге (Чехия) проходила международная конференции Интерпола. Обсуждался на ней один из самых острых вопросов для международного сообщества: борьба с организованной преступностью. В национальном центральном бюро Интерпола создан проект Millenium, определяющий одной из своих задач именно борьбу с организованной преступностью в мире.
Национальная полиция Украины пошлет туда двух опытных сотрудников департамента уголовного розыска. Наша цель — объединить с мировым сообществом усилия в борьбе с организованной преступностью. Мы рассчитываем, что законодатели обязательно снова представят новый законопроект в парламент. Мы не отступим от своих убеждений, которые состоят в том, что за организацию и руководство криминалом несут ответственность т.н. воры в законе и уголовные авторитеты. А значит, наказание их должно быть суровым и неизбежным.
Основой этих изменений вновь станет норма, согласно которой «вор в законе» приобретет свой соответствующий уголовный статус и в правовом смысле, с четким юридическим определением: «вор в законе» — лицо, являющееся организатором и руководителем преступного сообщества, которое базируется на достаточном авторитете в уголовной и тюремной среде, является активным сторонником уголовного образа жизни и морали, связано обязанностью преступного кодекса поведения и традициями уголовного мира, относительно которого формально выполнена процедура т.н. коронования, и которое руководит другими руководящими лицами преступных группировок согласно установленной в преступном сообществе иерархии». Среди «воров в законе» и «уголовных авторитетов» есть граждане не только Украины, но также Грузии, Азербайджана, Армении, и больше всего — Российской Федерации.
Необходимо совершенствовать наши законы в направлении лишения этих лиц гражданства, если те имеют такие преступные статусы и негативно влияют на криминогенную ситуацию. Следует отметить, что (даже без специального законодательства) Национальная полиция ведет сокрушительную борьбу против предводителей организованных преступных группировок: за последние два месяца соответствующими законными решениями Государственной миграционной службы мы уже депортировали с территории нашего государства четверых «воров в законе» и одного «уголовного авторитета», имевших иностранное гражданство нарушавших миграционное законодательство. Но они, изменяя паспортные данные, вновь пытаются попасть на территорию нашего государства. Это еще одно свидетельство того, что преступные намерения их кураторов — дать им рычаги для контроля и влияния на криминогенную ситуацию в нашей стране — являются системными и последовательными.
Для дальнейшего недопущения таких случаев мы считаем необходимым внести законодательные изменения о возвращении в Уголовный кодекс Украины статьи «Незаконное пересечение государственной границы Украины». А еще считаем необходимым провести такие законодательные изменения: усилить ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, увеличить суммы залога во время избрания меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или полностью лишать их такой возможности.
Мы инициируем создание рабочей группы из представителей МВД, НП, ВРУ, ГПУ и международных организаций для доработки нового законопроекта перед регистрацией его в парламенте. Убеждены, что большинство наших граждан хотят жить без той заразы, которую несут в общество организованные преступные группы и их предводители. Для меня вся эта работа — внутренний фронт. Молчать об этом мы не имеем права. У нас тяжелые времена в государстве. Мы победили, но пока что не наказали «вора в законе» В.Януковича. Но нам надо еще победить всех тех, кто тоже сейчас действует, как бывшая власть, и пытается извне и изнутри уничтожить наше государство.