Armworld: Если до «четырехдневной войны» сопредседатели Минской группы ОБСЕ в основном делали акцент на сохранении режима перемирия, то сейчас, кажется, на первый план вышел вопрос изменения статус-кво.
Степан Сафарян: Однозначно, вопрос изменения статус-кво ставится. Думаю, не стоит объяснять, что означает изменение статус-кво, особенно когда Азербайджан превратился в яблоко раздора между Россией и Турцией, а с другой стороны Запад пытается притянуть Азербайджан на свою сторону. Тем временем, «четырехдневная война» создала возможность начать переговорный процесс с чистого листа и направить его по направлению Косово, Южной Осетии, Абхазии. Армения грубо не поставила вопрос, что после войны уже бессмысленно говорить о возврате к исходной точке до апрельской войны и продолжить переговоры на основе Мадридских принципов. Более того, Азербайджан уже на протяжении нескольких лет убивал переговорный процесс, а Армении в общей сложности придавала этот факт молчанию.
— Вы видите возможность для заполнения этого пробела?
— История карабахского конфликта показала, что под влиянием момента политические деятели, политические силы как бы не представляли все в мрачном свете, события всегда развиваются по другому пути. Левон Тер-Петросян (первый президент Армении, 1991-1998 гг.) в свое время написал статью «Война или мир?» и согласно его прогнозам, сейчас мы должны были иметь совершенно другую ситуацию, учитывая то, какие катаклизмы должны были ожидать Армению в случае того, если конфликт быстро не разрешится.
Мир не особо беспокоится из-за карабахского конфликта. В течение последних лет Азербайджан постоянно сетовал, что мир сквозь пальцы смотрит на карабахский конфликт, и попробовал с помощью «четырехдневной войны» актуализировать этот вопрос, но и это будет временно. Если Армения сможет решить свои внутренние проблемы, привести в порядок и развивать экономику, очень возможно, что мы всего лишь будем сожалеть о пропущенной возможности. Но если не приведем в порядок внутреннюю кухню, конечно, итоги могут быть очень печальными.
— Для того, чтобы привести в порядок внутреннюю кухню нужно время, а время изменения статус-кво, судя по всему, «не ждет».
— До того, как говорить о возобновлении переговоров мы должны решить два вопроса: внедрение механизма расследования инцидентов на границах и нейтрализация рисков войны. Когда эти две задачи будут решены и укреплены внушающими доверие международными гарантиями, соответствующими техническими снаряжениями, только после этого можно будет вернуться за стол переговоров. Уже после решения этих вопросов Армения, все равно, должна предложить совершенно иную платформу для урегулирования конфликта, на следующем этапе настаивая на полноценном участии Нагорного Карабаха в переговорном процессе, потому что так называемые Мадридские принципы после четырехдневной войны больше не могут быть актуальны.
— Как я понимаю, Азербайджан выдвигает предусловия для внедрения механизмов расследования, воздержания от нарушений режима перемирия, требуя вывести армянские войска из пяти регионов.
— Об этом не может быть и речи. Логично ли, чтобы Азербайджан инициировал войну, а после этого мы выполняли его »капризы»? Вовсе нет. Именно поэтому я утверждаю, что ситуация изменилась после «четырехдневной войны». Азербайджан мог поднимать вопрос этих пяти регионов до апрельской ситуации. После апрельских событий мы не имеет никаких причин обсуждать такой вопрос, тем более с Азербайджаном. Увы, система международных правовых гарантий настолько ослабла, что никакая подпись не может служить гарантией, особенно, когда имеем дело с такой страной, как Азербайджан. Нужны годы, чтобы Алиев доказал, что является надежным партнером по переговорам, потому что он уже полностью истребил все ресурсы доверия. Даже чисто с точки зрения техники переговоров, большой вопрос — как вести переговоры со страной, которая вынесла армянофобию на государственный уровень.
События в Талише яркое тому доказательство, когда по приказу высшего военного руководства были подвергнуты мукам и убиты мирные жители, обезглавлены солдаты, и эти военные преступления показательно были представлены всему миру. Для международного сообщества это может быть не важно, но для нас же это очень важно. Как мы можем доверять подписи этого человека?
Все это необходимо представить международному сообществу, нужно ясно сказать, что пока этого сумасшедшего расиста не приведут в порядок, не будут доказательства того, что он надежный партнер по переговорам, мы не можем вести с ним переговоры, потому что с сумасшедшим это не возможно.