Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия выигрывает информационную войну

Америке есть чему поучиться в плане пиара у агрессивных пропагандистов Путина

© РИА Новости Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанкКонференция RT «Информация, политика, СМИ: формирование нового миропорядка»
Конференция RT «Информация, политика, СМИ: формирование нового миропорядка»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Путин использует Russia Today, чтобы влиять на сердца и умы в обход традиционных СМИ. Очевидно, он хорошо понимает современный информационный ландшафт, чего нельзя сказать о США. RT маскирует пропагандистскую машину под что-то привычное международной аудитории, предлагая новую, незнакомую Западу точку зрения на Россию.

Поддержание внимания к своей личности в современном информационном пространстве требует определенного склада характера, такого как у Ким Кардашьян, царящей в Instagram, или DJ Khaled, короля Snapchat. Среди мировых лидеров таким характером, без сомнения, может похвастаться президент России Владимир Путин.

Лишь пару дней назад ему удалось попасть на передовицы благодаря обещанию отомстить за размещение американских ракет-перехватчиков в Румынии. США настаивает, что противоракетная оборона призвана противостоять угрозам от государств вроде Ирана и сбивать смертоносное оружие в воздухе. Тем не менее сотрясание воздуха Путиным привлекло внимание. Он понимает важность СМИ.

Возьмем Russia Today (RT.com), доминирующий круглосуточный новостной российский канал с охватом более 700 миллионов человек в мире. По крайней мере в США он среди самых популярных иностранных новостных каналов. RT поражает эффективностью в плане воздействия на людей посредством освещения событий в интересах Кремля, причем делает это на английском, испанском, арабском, немецком, французском и русском языках. Финансируемый российским государством канал входит в 500 ведущих сайтов в мире. Неслучайно правительство определило его как «стратегически важную для России организацию».

Новостной ресурс Путина ориентирован на универсальную аудиторию и выглядит так, будто это обычное объективное СМИ: хорошо структурированные новости, интересные мнения, полезная точки зрения на жизнь и события, даже передача Ларри Кинг, бывшей легенды CNN, неизменно носящего подтяжки. RT маскирует пропагандистскую машину под что-то привычное международной аудитории, предлагая новую, не виданную на Западе точку зрения на Россию.

Владимир Путин сам создает контент, напрямую обращаясь к миру. Кому тогда нужны пресс-атташе в посольствах, если можно доносить свое мнение до международной аудитории с помощью специальным образом подобранного контента?

28 мая, в субботу, появилась почти не замеченная другими СМИ статья «Россия разрабатывает беспилотник-камикадзе, который может атаковать цели и взрываться». Беспилотный аппарат способен вести фото- и видеосъемку и поражать объекты противника. В последнем случае при атаке он автоматически взрывается, выполняя роль камикадзе. Этой статьей Путин направляет сигнал своим противникам с советом не играть с ним в игры.

RT часто публикует истории, рассчитанные на иностранных противников. В недавней статьей «Факт мастурбации турка перед спящей в автобусе женщиной вызвал возмущение» рассказывается об общественном скандале, вызванном тем, что сотрудник одной из крупнейших в стране автобусных компаний мастурбировал перед спящей пассажиркой.

В конце статьи делается вывод о том, что этот случай свидетельствует об «атмосфере, в которой женщины угнетаются». Мне показалось, что это тянет максимум на сенсацию для местной газеты и недостойно освещения в одном из крупнейших мировых СМИ. Но если это СМИ контролируется Кремлем, с которым Турция находится в ссоре, история тут же раздувается до огромных масштабов.

Еще один пример — Панамские документы. Все СМИ писали о друзьях Путина, которые якобы получили сотни миллионов долларов. RT же предположил, что западные СМИ использовали его персону для рекламы утечки, потому что «корпоративная пресса контролируется корпорациями, которые зарабатывают на войнах и поэтому заинтересованы в нагнетании напряженности». Тем самым RT пытается убедить зрителей в том, что Путин к скандалу никак не причастен.

Что касается влияния на политику США, Майкл Кроули (Michael Crowley)в Politico заявил: «RT не просто освещает избирательную кампанию 2016 года, этот канал все больше поддерживает одну из сторон». Хилари Клинтон высмеивается, а Доналда Трампа преимущественно восхваляют. Из недавних редакционных материалов RT следует: «Из всех кандидатов в президенты Хилари Клинтон наиболее опасна, если говорить о перспективе войны,» а в названии адресной строки стоит «hillary-clinton-bad-person» — хорошая фраза для оптимизации поиска.

Другая статья озаглавлена так: «Президент Хилари? Вам кажется, что сейчас российско-американские отношения переживают тяжелые времена? Это еще цветочки», после чего ей отказывают в компьютерной грамотности. Миллионы американцев, не подозревающие, что эти материалы исходят из России, оказываются под их влиянием.

RT бьет по американской политике, эксплуатируя наши самые большие страхи: «Сенатская комиссия по разведке подавляющим большинством проголосовала за новый — пока тайный — закон, который расширит возможности служб безопасности в плане доступа к личным данным без судебного ордера на обыск». Финансируемая Кремлем новостная структура даже хвалит орегонского демократа Рона Уайдена (Ron Wyden), который подверг новый закон резкой критике. Господин Путин, защищая собственные интересы, использует подобную критику как рычаг влияния на американскую политику.

Не успел консультант Обамы Бен Родс (Ben Rhodes’) признаться, что администрация президента специально подготовила информационную среду, чтобы склонить американскую общественность к поддержке соглашения с Ираном по ядерной программе, как RT объяснил необходимость существования Russia Today в редакционной статье без автора:

«Когда-то для западного истэблишмента все было просто…У Америки и ЦРУ было "Радио Свобода", которое распространяло идеологию Вашингтона на коммунистический мир. Британская "Би-Би-Си" и ее "Всемирная служба" хвалила себя за беспристрастность и распространение демократии… Потом наступили 1980-е. "Си-эн-эн" произвел революцию в журналистике, запустив круглосуточные новости… Их примеру быстро последовали Sky News в Британии, Nippon Cable News в Японии и европейский канал EuroNews…К концу тысячелетия твердо встали на ноги Bloomberg, CNBC, BBC World и Fox. Тем временем Россия старалась не отставать и создала "Голос России", открытую капиталистическим веяниям версию "Московского радио"… В 2005 году был запущен канал RT. Сейчас он занимает свою нишу в насыщенном информационном пространстве круглосуточных каналов стран, не принадлежащих к англосаксонскому миру…».

Эдвард Бернейс (Edward Bernays), признанный основатель современных технологий пиара, в своей книге Пропаганда писал: «Сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс является важной составляющей демократического общества. Приводит в движение этот невидимый общественный механизм невидимое правительство, которое является истинной правящей силой в нашей стране. Нами правят, наше сознание программируют, наши вкусы предопределяют, наши идеи нам предлагают — и все это делают в основном люди, о которых мы никогда и не слыхивали».

Путин использует Russia Today, чтобы влиять на сердца и души в обход традиционных СМИ. Очевидно, он хорошо понимает современный информационный ландшафт, чего нельзя сказать о правительстве Соединенных Штатов.

Республиканец Эдвард Ройс (Edward R. Royce) от штата Калифорния, председатель комитета Палаты представителей по иностранным делам, недавно заявил: «Чрезвычайно интересно следить за утонченным информационным наступлением, которое проводит Путин… посредством Russia Today». Далее он говорит, что Америка не ведет эффективный диалог, и он прав.

Российское правительство хорошо усвоило новые правила пиара и журналистики. Америка и Запад в глобальной информационной войне с Кремлем терпят поражение. Нашим лидерам нужно всерьез подумать, как именно подавать свою точку зрения — может быть, им следует поучиться у Ким Кардашьян и DJ Khaled, как завоевывать массы?