После довольно долгого перерыва на прошлой неделе состоялась встреча латвийских и российских экспертов на негосударственном уровне, которые обсудили, как в нынешних условиях формировать отношения ЕС и России.
Сейчас властная элита Украины в качестве важного инструмента для социальной стабилизации государства использует противодействие России. Это позволяет показать, что причина экономических проблем — не алчность местных олигархов, а последствия российской агрессии. Любой рационализм президента Петра Порошенко на самых различных уровнях нейтрализуется множеством действий по реализации чувства мести по отношению к России.
Эти обстоятельства не позволяют надеяться на прогресс в российско-украинских отношениях в ближайшее время. Вместе с этим в отношениях ЕС и России наблюдается тупик. Действующая система санкций и ответных санкций не оказала никакого ощутимого влияния на внешнюю политику России. Система санкций со стороны ЕС была хорошей формой, чтобы продемонстрировать, что поведение России неприемлемо для западного общества. Взаимные санкции причинили определенные экономические убытки как России, так и ЕС. В ЕС убытки распределились непропорционально. У Восточной Европы они больше, чем у западной части ЕС. От взаимных санкций страдает также Россия. Если на публичном уровне Россия говорит об успешном замещении импорта, то на уровне экспертов признаются реальные проблемы, которые возрастают.
В чем эксперты единодушны — косметические изменения санкций, их усиление или легкая ревизия (Россия отменила некоторые запреты в отношении импорта детского питания) не приведут к каким-либо переменам в нынешнем состоянии отношений ЕС и России.
Одна из главных внешнеполитических задач президента России — возобновление рационального диалога с ЕС и США. Однако с учетом отсутствия прогресса в вопросе Украины, в ближайшее время это невозможно. Как добиться возобновления диалога?
Та часть российской элиты, которая настроена на более тесное сотрудничество с Западом, призывает уступить в вопросе Украины. В свою очередь, военная элита призывает добиваться возобновления диалога повышением агрессивности поведения России. А именно: есть мнение, что, если допускать различные опасные инциденты, то можно повлиять на общественное мнение Запада, и вместо дальнейшей эскалации глобального конфликта западные партнеры предпочтут сесть за стол переговоров (даже без видимого решения вопроса Украины).
Но пока США отвечают по принципу «око за око — зуб за зуб». После инцидента с российским военным самолетом вблизи военного корабля США американцы устроили аналогичный инцидент у границ России на Дальнем Востоке.
Более того. Хулиганские выходки России с целью доказать возвращение за стол переговоров используются для идеологической кампании в интересах военно-промышленного комплекса государств НАТО. Хулиганские выходки российских летательных аппаратов — важное обоснование для наращивания военных расходов и военных закупок. Это, а также скандальные заявления генералов о том, что Россия уже в ближайшее время готовится оккупировать Готланд, — аргумент для запугивания общества до сих пор нейтральной Швеции и для убеждения шведских избирателей в необходимости присоединения их страны к альянсу НАТО.
Однако то, что выгодно получателям военных заказов, невыгодно нам всем. Рост масштабов агрессивности военных инцидентов уже создает существенное усиление риска глобального конфликта.
Что произойдет, если при выполнении опасного агрессивного трюка над кораблем США у российского самолета заглохнет мотор, а последствия будут трагичными с множеством жертв? Что произойдет, если компьютер разведывательного самолета США зависнет, а пилот потеряет ориентацию в пространстве, и самолет США где-то у Сахалина залетит на российскую территорию? Обоюдное и одностороннее агрессивное поведение существенно усиливает риск серьезной конфронтации со всеми дальнейшими последствиями.
Разумеется, можно молча ждать чуда и просто наблюдать, как возрастают масштабы агрессивного поведения. Но даже маленькие государства могут что-то сделать для уменьшения напряженности. Латвия может предложить Ригу как место для, по меньшей мере, неофициальных контактов между Россией, Украиной и ЕС, чтобы найти точки соприкосновения и формы сотрудничества. Рига, возможно, — лучшее место для таких переговоров, и запланированный на осень «Балтийский форум» может быть использован как хорошая платформа для снижения вероятности глобальной конфронтации.