Директор Франко-российского аналитического центра, специалист в области внешней политики и безопасности России Арно Дюбьен возвращается к теме отношений между НАТО и Россией в свете противоречий внутри альянса в отношении России: одни выступают за последующее «замораживание» сотрудничества, другие — за диалог.
Юманите (L’Humanité): Наращивание военных сил в Восточной Европе, развертывание системы ПРО, дальнейшее расширение, путём включения Черногории в состав альянса… Всё это происходит накануне саммита НАТО в Варшаве. Россию называют «потенциальной угрозой». Какова реакция российских властей?
Арно Дюбьен (Arnaud Dubien) : По мере приближения саммита, подобная риторика будет усиливаться вкупе со злобными заявлениями в адрес друг друга. Польша, хозяйка будущего саммита, активнее всех выступает за стратегию сдерживания и одновременного подавления России. Это порочный круг. Ряд стран-участниц НАТО видят в украинских событиях и военных манёврах России угрозу, которая требует ответа. И сами же провоцируют российские власти.
Однако другие страны, такие как Франция и Германия, стремятся к тому, чтобы саммит не внёс кардинальных изменений в основные цели и задачи НАТО. Они не хотят давать повод России укрепить свою военную мощь путём размещения постоянных военных сил на их границе.
— Почему же происходит подобная эскалация, в то время как Россия и НАТО возобновили диалог после двухлетнего перерыва?
— Как объяснить тот факт, что Польша, а также скандинавские и прибалтийские государства оказывают такое влияние на выбор стратегий в Европе, в частности в отношении России?
— Эти государства активно защищают своё видение политики для того, чтобы эффективно оказывать давление на европейские политические институты, не считаясь с мнением других государств. Расширение ЕС видоизменило социологию высокопоставленных чиновников Еврокомиссии и Европейского парламента, которые дистанцируются от европейской идеологии, преобладающей в 80-х годах. На сегодняшний день именно англосаксонская (западническая) политическая модель активно навязывается и влияет на разработку документов. Мы наблюдаем серьезные стратегические перемены. Голлистко-миттеранский курс внешней политики теряет свою популярность в Европе, а во Франции и вовсе исчезает. Мало кто выступает против размещения ПРО в Европе. Это свидетельствует о том, что инициативы США являются доминирующими в европейской безопасности.
— Учитывает ли Россия НАТО в своих новых военных доктринах?
— Россия рассматривает расширение НАТО, как угрозу своей национальной безопасности. С военной точки зрения, Россия реагирует в каждом конкретном случае на каждое размещение или принимаемые меры. Это касается не только НАТО, но и США, размещающих в Румынии и Польше свои противоракетные комплексы. Российским руководством это рассматривается как стратегия на вытеснение России и на подрыв ее потенциала ядерного сдерживания.