Страны Латинской Америки всегда отличала «особая тяга к солидарности народов». Во многом это было обусловлено общей историей — континент на протяжении веков был испанской колонией, а затем считался задворком США, где постоянно происходили военные перевороты, сопровождавшиеся массовым исчезновением недовольных диктаторским режимом.
Для тех, кто хорошо знает этот регион, нет никаких сомнений в том, что латиноамериканский континент отличается особым братством народов, столь нехарактерной чертой просвещенной Европы.
В Европе кризис беженцев, политика жесткой экономии, выход на политическую арену крайне правых, в отличие от Латинской Америки способствовали усилению интеграционных процессов.
Слабая региональная интеграция
В Латинской Америке происходит обратное. Несмотря на наличие политической воли и понимания необходимости интеграции, на протяжении многих лет интеграционные механизмы часто оказывались слабыми и неэффективными. Так, например, Организация американских государств (ОАГ) является старейшей региональной структурой. Она была создана в 1948 году и включает в себя 36 стран Северной и Южной Америки.
В последующем появились различные субрегиональные инициативы, которые оформились на основе политических, экономических интересов в различного рода организации. Это Андское сообщество, Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Союз южноамериканских наций (УНАСУР, Тихоокеанский альянс, Боливарианской альянс для народов нашей Америки (ALBA), Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC).
Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна было создано в противовес Организации американских государств, где доминируют США. В Сообщество входят все независимые государства Северной, Центральной и Южной Америки, за исключением США и Канады.
Уго Чавес сыграл большую роль в формировании и становлении таких региональных интеграционных организаций как Боливарианский альянс для народов нашей Америки (ALBA) и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). Однако после его смерти они постепенно утрачивают свою силу.
Наиболее удавшимся проектом следует считать Боливарианский альянс для народов нашей Америки, где были предприняты попытки с большим или меньшим успехом найти новые формы межгосударственных отношений на основе солидарности и экономического взаимодействия.
Но… кто контролирует государства?
Несомненно, что ослабление региональной интеграции оказывает негативную роль на соблюдение прав человека в Латинской Америке. Наряду с региональными политическими и экономическими правами должны существовать механизмы защиты прав человека. Порой он подменяются квази-судебными органами, которые формально обеспечивают соблюдение, подписанных межгосударственных и региональных соглашений, гарантирующих защиту политических свобод и прав человека.
В Европе существует Совет Европы, созданный в 1949 году и в который входят 47 государств. Есть также Европейский суд по правам человека, осуществляющий контроль соблюдения положений, заложенных в Европейской конвенции о правах человека.
В Америке есть Межамериканская система защиты прав человека, действующая в рамках Организации Американских Государств со штаб — квартирой в Вашингтоне. Она рассматривает жалобы на нарушения Американской конвенция о правах человека участвующими в конвенции государствами, а также передавать эти жалобы в Межамериканский суд по правам человека, если государство-ответчик согласно на рассмотрение дела судом. Вправе также рассматривать соблюдение положений Американской декларации прав и обязанностей человека, во всех странах ОАГ.
Деятельность Межамериканской система защиты прав человека во времена существования военных диктатур в странах Южной Америки полностью скомпрометировала себя. Комиссия Межамериканской система защиты прав человека и Межамериканский суд по правам человека за последние пять лет пытается исправить положение, и стремятся проводить работу по соблюдению прав человека, но некоторые страны рассматривают такого рода деятельность как политическое вмешательство во внутренние дела.
Основная проблема заключается в несоответствие между финансовыми взносами и юрисдикцией.
Следует отметить, что США, несмотря на то, что штаб — квартира ОАГ находится в Вашингтоне, так до сих пор не ратифицировали Американскую конвенцию о правах человека и, следовательно, не могут преследовать в судебном порядке нарушения прав человека. Такое несоответствие существующим правилам привело к тому, что президент Эквадора Рафаэль Корреа и лидер Боливии Эво Моралес поставили под сомнение правомерность работы этой организации и покинули заседание. Аналогичные действия предприняла делегация Венесуэлы.
Переполнила чашу терпения деятельность нынешнего Генерального секретаря ОАГ Луиса Альмагро (Luis Almagro), который открыто встал на борьбу с правительством Николаса Мадуро в Венесуэле. Политические конфликты в рамках ОАГ стали главными темами в работе этой организации.
Кризис Комиссии по правам человека
Критические замечания отдельных политиков, стоящих на левых позициях понятны с точки зрения здравого разума. Противоестественно нарушать государственный суверенитет, даже если расследование проводится в рамках нарушения прав человека.
Государства нуждаются в создании внешнего, независимого органа, который бы занимался мониторингом нарушения прав человека в регионе. Такой орган должен постоянно отслеживать соблюдение положений Американской конвенции о правах человека. К сожалению, к такому предложение критически относятся многие страны Нового Света.
В настоящее время отмечается резкое сокращение взносов на финансировании ОАГ, примерно на 40%, что в свою очередь ведет к демонтажу системы контроля за соблюдением прав человека в странах Латинской Америки.
Это, безусловно, плохая новость для защитников прав человека в Латинской Америке и граждан в целом. Теперь они будут себя чувствовать еще более беспомощными в защите своих прав на государственном уровне.