Официальная Москва подтвердила, что в Санкт-Петербурге 20 июня состоится трехсторонняя встреча президента Армении Сержа Саргсяна, президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента России Владимира Путина в связи с урегулированием карабахского конфликта. Тот факт, что российская сторона официально заявляет о встрече, означает, что и азербайджанская, и армянская стороны уже дали свое окончательное согласие на участие.
Однако, в среду, 15 июня, исполняющая обязанности руководителя отдела по связям с прессой ОБСЕ Наташа Раджакович сказала, что ОБСЕ не участвует в организации предстоящей встречи трех президентов. «ОБСЕ не вовлечена в организацию саммита по Нагорному Карабаху в Санкт-Петербурге, и мы не можем его комментировать, — сказала она. — Насколько мы знаем, он созывается по инициативе РФ».
Это разъяснение Раджакович фактически означает две вещи. Первое, эта встреча организуется не в рамках Минской группы ОБСЕ. Второе, насколько организация этой встречи не связана с форматом сопредседательства Минской группы ОБСЕ, настолько она не может исходить из состоявшейся 16 мая в Вене встречи президентов Армении и Азербайджана, при посредничестве глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, и достигнутых во время этой встречи договоренностей.
Возникает вопрос: почему ОБСЕ «умывает руки», отказываясь от предстоящей встречи по инициативе российской стороны в этот, казалось бы, решающий момент?
За прошедший месяц, однако, не было сделано никаких практических шагов в направлении установления этого механизма. Сопредседатели Минской группы соответственно в Париже и Брюсселе только представили министрам иностранных дел Армении и Азербайджана свои предложения в связи с этим механизмом. Также прозвучало заявление посла Германии в Армении Матиаса Кислера, что его страна пытается найти средства для расширения офиса специального представителя действующего председателя, который осуществляет мониторинг в зоне карабахского конфликта. После 17 мая относительное перемирие по периметру зоны соприкосновения войск, конечно, сохраняется, но не благодаря внедрению механизмов постоянного мониторинга режима прекращения огня, а исключительно по «доброй воле» Азербайджана, которая связана с достигнутыми в Вене договоренностями.
Это означает, что Россия организовала встречу президентов Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге, пренебрегая тем фактом, что часть венских договоренностей, которые должны были стать предусловием следующей встречи президентов, не выполнены. А это, в свою очередь, означает, что Москва просто заставляет Армению принимать участие в переговорах, очень хорошо представляя, что именно армянская сторона выдвинула предусловие по внедрению этих механизмов. Москва пытается достичь своей цели как можно скорее, урегулировать конфликт, жертвуя интересами Армении. Беря в свои руки инициативу по организации встречи, Россия пытается реанимировать, так называемый, «казанский документ».
В этом контексте заявление представителя ОБСЕ говорит о том, что Россия нарушает венские правила игры, и ОБСЕ не желает брать на себя ответственность за это, не желает участвовать в авантюре. Это не означает, что ОБСЕ вовсе не признает эти переговоры. Если Ереван согласен в этих условиях участвовать в предстоящих переговорах, то ни у ОБСЕ, ни у сопредседателей МГ ОБСЕ не может быть возражений с их результатами.
Здесь возникает следующий естественный вопрос. В этом случае, почему Ереван согласился участвовать на саммите без выполнения его требований? Нужно предполагать, что Ереван не нашел путей избежать этого. Первая причина — большое политическое давление Москвы, на эффективность которого делают ставку власти РФ и практически всегда выигрывают. Вторая, и намного более важная причина в том, что в Вене армянской делегации не удалось четко зафиксировать, что внедрение механизма мониторинга перемирия является именно предусловием для переговоров, и что без этого никаких переговоров быть не может. То есть, практически у армянской стороны не было никаких опорных пунктов для отказа от переговоров, организуемых параллельно усилиям по установлению механизмов мониторинга, что и было использовано Москвой, а через нее, и другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
Другой вопрос в том, что собирается делать президент Армении в Санкт-Петербурге: действительно войти в переговорный процесс урегулирования карабахского конфликта по «казанской» логике, или попытается использовать эту встречу для того, чтобы четко представить позицию армянской стороны и снова огласить предусловия? Ясно одно, если Ереван начнет участвовать в каких-то содержательных обсуждениях или переговорах по урегулированию карабахского конфликта, можно будет не только забыть об обязанностях посредников и Азербайджана по установлению механизма мониторинга перемирия, но и нужно будет ждать возобновления азербайджанской политики шантажа угрозой войны.