20 июня в Санкт-Петербурге состоится трехсторонняя встреча президентов Армении, Азербайджана и России. Согласно официальному сообщению, сначала Владимир Путин проведет отдельные встречи с президентами Армении и Азербайджана, затем встреча продолжится в трехстороннем формате. Исполняющая обязанности руководителя отдела по связям с прессой ОБСЕ Наташа Раджакович заявила, что ОБСЕ не участвует в подготовительных работах трехсторонней встречи президентов Армении, России и Азербайджана по урегулированию карабахского конфликта.
То есть, эта встреча — «чисто» российская инициатива. Хотя есть слухи, что Путин организует встречу президентов при согласии сопредседателей МГ ОБСЕ, французской и американской сторон, или по их »поручению», но эта версия кажется очень маловероятной по многим причинам. Как минимум, молчание и выражаемое молчанием безразличие по отношению к этой встрече американского и французского сопредседателей говорят о том, что ОБСЕ фактически не будет представлено в Санкт-Петербурге не только физически, но и содержательно. Если это российская инициатива, то Путин попытается вернуться к собственному плану урегулирования карабахского конфликта, который получил разные названия — «русский план», «план Лаврова», «Казанский документ» и т. д.
Об этих вариантах много писали и говорили. Во всех этих планах, а точнее в единственном основном российском плане, который выдвигается под различными названиями, ставится одна единственная цель — заставить Армению вернуть, как минимум, пять освобожденных регионов в обмен на обещание в неопределенном периоде времени провести референдум для определения окончательного статуса Карабаха. У этого плана России есть свои подпункты — присоединение Азербайджана к ЕАЭС и ввод российских миротворческих сил в Карабах под какой либо конфигурацией. Этот план, как уже много раз писали, провалился благодаря вооруженным силам Нагорного Карабаха и ценой более чем ста жертв во время апрельской войны, которая разразилась при оказанной Азербайджану военно-политической поддержке российской стороны.
В апрельской войне потерпела поражение не только азербайджанская агрессия, но и российско-азербайджанский план. То есть, в широком смысле, провалился не только Алиев, но и Путин. И сейчас Путин организует встречу президентов в родном Санкт-Петербурге. Очевидно, что он попытается возродить этот российский план или дипломатическим путем, или провоцируя новую войну. Не случайно, недавно российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Игорь Попов заявил о вероятности подписания рамочного соглашения в Санкт-Петербурге.
То есть, сначала Путин попытается заставить стороны подписать какой-то документ, естественно, в рамках того же российского плана, а в случае неудачи попытается достичь той же цели через новую войну. Учитывая сформировавшуюся после апрельской войны, как внутриполитическую ситуацию, так и некоторые внешние факторы, подписание рамочного соглашения на этом этапе кажется маловероятным. Тем более, что армянская сторона принимает участие в этой встрече, фактически, под принуждением, из-за того, что не может не участвовать.
Это не только будет «трудно понять», а вовсе будет невозможно понять, со всеми вытекающими из этого последствиями. Следовательно, если Путин решил любой ценой воплотить в жизнь «русский план», то намного вероятнее, что он проинформирует президентов Армении и Азербайджана о новой войне. Или же проинформирует только Алиева.
Не знаем совпадение это или нет, но встреча в Санкт-Петербурге состоится 20-ого июня, в тот же день завершается проходящий в Баку чемпионат «Формула −1». Последовавшее за апрельской войной и сохраняющееся по сей день относительное спокойствие в зоне конфликта многие связывают именно с чемпионатом. После 20-ого апреля «руки Азербайджана развязываются».
Опять-таки, совпадение или нет, но ожидаемой в Санкт-Петербурге встрече предшествовало письмо-просьба «о примирении» президента Турции Эрдогана Путину. При этом, как заявил 14 апреля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «Москва тоже хотела бы нормализации отношений с Анкарой, но президент Путин достаточно четко дал понять, что после произошедшего без выполнения необходимых действий со стороны Анкары для российской стороны какая-либо нормализация отношений не представляется возможной». «Президент Путин неоднократно говорил, что Россия хотела бы иметь очень добрые отношения с Турцией. Более того, мы очень высоко ценим тот период в отношениях с Турцией, когда они были действительно партнерскими, развитыми во всех областях, в первую очередь в торгово-экономической. Мы сожалеем о том, что в одночасье такой богатый опыт отношений был уничтожен агрессивными действиями турецкой стороны»,— сказал Песков. То, что Россия продолжает выставлять требования Турции, понятно.
Но понятно также то, что даже маленького шага со стороны Турции достаточно, чтобы российско-турецкие отношения, как заметил Песков, вернулись на уровень «того периода». Учитывая изоляцию Турции и проблемы с мировым сообществом, а также историко-политическую необходимость бросаться в объятия России для их решения, вовсе не исключено, что в ближайшее время Эрдоган попросит прощения за сбитый российский самолет, чего так сильно ждут в Москве. То есть, процесс восстановления российско-турецких отношений, как минимум, уже начался.
А это означает, что в случае соответствующих шагов со стороны Турции, Россия тоже может сделать соответствующие «жесты», в том числе возможно, в первую очередь, в процессе урегулирования или провоцирования карабахского конфликта. Встреча в Санкт-Петербурге, фактически, для Армении и Карабаха является не возможностью в контексте процесса мирного урегулирования, а угрозой, направленной против мира. На карабахско-азербайджанской границе нужно всегда быть готовыми к любой провокации.