В понедельник, 27 июня, в Кремле сообщили, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принес официальные извинения президенту России Владимиру Путину за сбитый СУ-24 и выразил надежду на скорую нормализацию двусторонних отношений. О трех причинах, которые побудили Анкару пойти на восстановление отношений с Москвой, чем Россия может помочь Турции в Сирии и как на это будут реагировать российские государственные СМИ, в интервью RFI рассказал политолог Станислав Белковский.
RFI: Почему Турция пошла на восстановление отношений?
Станислав Белковский: Турция пошла на уступки по трем причинам. Первое: Путин предъявил компромат Эрдогану относительно вовлеченности зятя президента Турции и его детей в энергетический бизнес. Для Россия этот компромат был бы смехотворен, в России так принято. Но в Турции так не принято. Потому что это худо-бедно полуевропейская страна. То есть сработал шантаж.
Второе: Эрдоган не получил поддержки Европы и Соединенных Штатов Америки. Барак Обама и Ангела Меркель дали ясно понять Эрдогану, что его поведение также неконвенционально, в том числе в Сирии, как поведение самого Путина. Поэтому он лишился опоры на своих союзников.
Третье: катастрофа туристического бизнеса в Турции, который в значительной степени был основан на потоках из России.
— Ровно вчера же Эрдоган и Нетаньяху объявили о нормализации отношений между Турцией и Израилем.
— Это совершенно другая история, это готовилось давно. Потому что Эрдоган хочет взять под контроль сопредельные страны арабского Востока, включая Сирию. А для этого ему нужна политическая поддержка Израиля. Это никак не связано с нормализацией отношений с Россией. Но я готов допустить, что Беньямин Нетаньяху мог быть модератором, «брокером» между Путиным и Эрдоганом. Косвенно определенные подробности визита Нетаньяху в Россию об этом свидетельствуют. Хотя я не могу этого утверждать.
— Турция осталась без союзников, да, поэтому ей нужно было мириться с кем-то.
— Россия может быть союзником Турции?
— Стратегически нет, тактически да. Именно в силу того, что их интересы расходятся.
— Каким образом Россия может быть тактическим союзником Турции? Ведь позиции расходятся по многим вопросам, по курдскому вопросу…
— В Сирии. Раздел территории Сирии на сферы влияния между Россией и Турцией. Сохранение Башара Асада в Дамаске и сопредельных территориях и передача Турции тех территорий, в которых она заинтересована. Но главное — курдский вопрос. Россия должна перестать поддерживать курдов. Россия, видимо, сейчас откажется от поддержки курдов, которой она занималась последние несколько месяцев.
— А какой реакции теперь ждать от российских СМИ?
— Реакция будет, что Путин всех переиграл и всех победил, какой Путин офигительный. Реакция не будет напрямую связана с Турцией как таковой. Просто: мы самая крутая страна мира, остальное нас не волнует.
— А Россия пойдет на нормализацию отношений?
— Это все принуждение к любви. Конечно, пойдет, куда она денется? Куда деваться русским туристам? Турецкие курорты были самыми комфортабельными и дешевыми курортами и остаются. Пойдет, как миленькая (на нормализацию отношений). Официальная пропаганда будет говорить, что Россия полностью победила Турцию. Пусть говорят, что угодно. Не имеет никакого значения.
— Раньше говорилось о трех условиях нормализации: извинения, привлечение виновных к ответственности и компенсация.
— Эрдоган, кажется, выполнил два из трех — извинения и привлечение к ответственности. Я думаю, что для Путина этого достаточно.