Трехдневный визит Его Святейшества Папы Римского в Армению, безусловно, имел не только своевременное значение, но уже и историческое. И этот визит, который сам Папа Франциск охарактеризовал, как паломничество в первую христианскую страну, соответствует историческому событию не только по своей событийности, но и по содержанию. А содержательные акценты и их оттенки многочисленны и еще долго будут исследоваться и анализироваться.
Во-первых, конечно, следует отметить межгосударственные отношения Армении и Ватикана, которые за последние годы стали подчеркнуто тесными и дружественными, и последовательно продвигаются вперед, что проявляется в периодических встречах глав государств. Ватикан, будучи фактически самой маленькой по территории страной, имеет огромное влияние. Это влияние в некотором смысле возросло в связи с образом Папы Франциска и его лидерскими качествами.
Позиция и оценки Папы Римского дополнительно были подчеркнуты уже на следующий день в Цицернакаберде, где Папа Франциск, в сопровождении президента Армении Сержа Саргсяна и Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, приклонился и отдал дань памяти жертвам Геноцида армян, которые причислены к ряду святых.
В этом контексте, конечно, получают особую окраску слова Папы Римского, которые прозвучали во время проведенной на Республиканской площади экуменической процессии, молитве за мир: «Дорогие молодые люди, будущее принадлежит вам: дорожа великой мудростью ваших предков, стремитесь стать миротворцами — не сторонними наблюдателями статуса-кво, но активными проводниками культуры встречи и примирения. Бог да благословит ваше будущее и да «содействует тому, чтобы восстановился путь примирения между армянским и турецким народами и чтобы мир воцарился также в Нагорном Карабахе»« (Папа повторил отрывок из послания к армянам, 12 апреля 2015г.).
Паломничество Папы Римского также имело особую значимость с точки зрения межцерковных отношений, Армянской Апостольской и Католической церквей, способствовало углублению их сотрудничества.
Еще, конечно, следует подождать более обстоятельного анализа экспертов. Но по нашему скромному мнению, в течение этого трехдневного визита проявился ряд очень важных обстоятельств. Первое, та очевидная и важная истина, что две братские церкви и их предводители обладают необходимым высоким сознанием, которое позволяет постепенно преодолеть трудности и комплексы далекого прошлого и в важных вопросах выступать с единых позиций.
Прозвучавшие в течении этих трех дней в выступлениях Католикоса всех армян и Папы Римского заявления о единстве и братских отношениях, о совместном противостоянии большим и разрушительным угрозам, дополняют принятую ими позицию взаимодействия, объединения сил и преодоления противоречий.
Созвучные позиции и оценки двух церквей наилучшим образом отразились в подписанной 26—ого июня Папой Римским и Гарегином Вторым декларации. Важно и показательно, что главы двух церквей за все это время обращались друг другу с теплотой и по равному, Папа Римский в своих выступлениях подчеркивал свое глубокое уважение к армянскому народу, его вере и культуре, проявляя их глубокое знание, начиная с Нерсеса Шнорали и Григора Нарекаци до Егише Чаренца.
Другой важной стороной этого события были призывы, прозвучавшие во время визита-паломничества Папы Римского. Его гуманистические подходы известны всем и значат больше, чем просто позиция высокопоставленного деятеля. Он выступает за мир, разрешение проблем путем диалога, поддержку страдающим и слабым, прекращение новых столкновений, причиняющих новые страдания.
И важно, что Папа Римский эти призывы еще раз озвучил именно в Армении, в Ереване, Гюмри, Святом Эджмиацине. Вряд ли можно было бы найти более удобное место для того, чтобы обратиться к миру с призывом к миру, чем из страны, первой принявшей Христианство.
В декларации предводителей двух церквей есть пункт, который достоин особого внимания: «Секуляризация широких слоев общества, его отчуждение от духовного и божественного, неизбежно ведет к десакрализации и материалистическому видению человека и человеческой семьи. В связи с этим мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Армянская Апостольская Церковь и Католическая Церковь имеют одно и то же видение семьи, основанной на браке, акте, свободно выраженном и основанном на верной любви между мужчиной и женщиной».
Созвучное восприятию многих в нашем традиционном обществе описание семьи — важный призыв. Семья святое, и ее нужно оберегать. А когда семья перестает быть святой, начинается разложение и падение общества.
Кроме общечеловеческих призывов, в словах Папы Римского были также простые человеческие призывы. Папа Римский известен своей простотой и скромностью, непосредственностью, покорным образом. Понятно, что его присутствие не могло не стать поводом для сравнений и размышлений. Более того, в Армении Папа Франциск предпочел передвигаться на обычном Рено-Логане, который в Ереване в основном используется в качестве такси.
Это, можно сказать, был самым впечатляющим уроком Папы Римского, без лишних слов. Настолько очевиден был этот урок, что даже не нуждается в комментариях.