К Дании должны предъявляться более справедливые требования, когда НАТО оценивает оборонную способность стран-участниц. Деятельность правительства оценивается не только результатами экономики, но и эффективностью и волей.
«Балтийское море — наше тыловое море, и важно, чтобы мы оказывали помощь нашим соседям. Поэтому наша цель — отправка примерно 200 солдат войск НАТО в Эстонию».
Так звучало послание премьер-министра Ларса Расмуссена (Lars Løkke Rasmussen) и руководства правительства на встрече в верхах, которую НАТО открыло в пятницу в Варшаве.
Альянс решил послать примерно 4 000 солдат в Прибалтику и Польшу, как реакция на агрессивное поведение России на Украине. На встрече внимание было также сконцентрировано на том, чтобы европейские страны-участницы и Канада изменили существующую ситуацию и направили больше средств на оборону в будущем, которое выглядит менее безопасным.
«У Дании есть свои обязанности в НАТО, мы относимся к странам, которые вносят пропорционально самый большой вклад в борьбу с ИГИЛ (запрещена в России), в Ираке и Сирии», — подчеркнул премьер-министр.
Но за обязанностью делать свой вклад скрывается большое давление на ограниченные экономические и военные ресурсы. Такова была картина страны, испытывающей крайнюю степень напряженности, нарисованная министром иностранных дел Кристианом Енсеном (Kristian Jensen) и министром обороны Петером Кристенсеном (Peter Christensen) на встречах с прессой в Варшаве.
Больше никаких военных операций в 2017 году
Дания не может участвовать больше в крупных международных операциях в следующем году, «казна армии» в 500 миллионов крон для расходов на международные операции в 2017году, учитывая вклад в НАТО, почти пуста.
Армия уже послала примерно 160 солдат в Ирак и 100 в Афганистан. Кроме того, есть солдаты в Мали, семь самолетов F-16 в Сирии и Ираке, несколько военных кораблей и ряд небольших операций.
«То, что имеется в распоряжении, — это уже потолок того, что мы можем сделать», — заявил Кристиан Енсен в начале встречи в верхах.
«Я могу понять желание Дании участвовать во многих международных операциях, но каждый раз, когда нас просят принять в них участие, у нас нет денег для этого».
Кристиан Енсен подчеркнул, что Дания не раз отклоняла запросы других стран, которые хотели, чтобы Дания участвовала в международных операциях. Поэтому правительство в течение всей встречи будет выступать за то, чтобы НАТО принимало во внимание многие моменты при оценке воли и способности стран-участниц вносить свой вклад в общую оборону альянса. В Варшаве НАТО в первый раз проверяет, выполняют ли страны требование увеличения оборонных бюджетов, как это было принято на встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году.
«Я не думаю, что будет установлена цель в 2%, здесь необходимо в первую очередь обращать внимание на то, что вы получаете за ваши деньги. Вот чего мы будем добиваться», — сказал Кристиан Енсен.
Целью министра иностранных дел является, чтобы в текст заключительного заявления этой встречи, которое должно быть готовым к концу встречи сегодня, была включена более детальная оценка возможностей стран.
Вместе со своим настоятельным пожеланием иметь более справедливую оценку правительство заявило, что оно стремится к тому, чтобы следующий оборонный бюджет, который начинается в 2018 году, содержал бы реальный рост расходов.
Сколько это будет, и как должны использоваться деньги, будет устанавливаться в течение года.
Министр обороны Петер Кристенсен — это тот человек, которые тратит деньги. Оборона в течение долгого времени планировала послать 150 человек в Эстонию. Теперь планируется увеличить этот контингент до 200 человек. Министр отрицает, что это вызвано замечанием руководства НАТО на встрече о том, что Дания не может выделить больше денег на оборону.
Ожидание политической поддержки
За удивительно большими цифрами стоит лишь только военная оценка, подчеркнул Петер Кристенсен, который все еще не знает точно, сколько датских солдат должны быть направлены в Эстонию, или на сколько лет рассчитана продолжительность датского вклада.
Это зависит в первую очередь от переговоров с Францией, которая по очереди с Данией будет посылать солдат в батальон, который находится под британским руководством.
«Солдаты будут направляться каждые полгода, но не решено, как долго это будет происходить, я ожидаю, что это будет происходить в течение ряда лет, но мы это будем постоянно пересматривать», — объяснил Петер Кристенсен.
Решение должно быть принято большинством Фолкетинга, который также точнее определит правила, как солдаты должны поступать в критической ситуации. Во всяком случае, отправленные датские солдаты всегда имеют мандат на самозащиту в случае нападения.
Вклад Эстонии в оборонный бюджет не обсуждался заранее с остальными участниками. Но правительство не ожидает особых проблем с получением политического одобрения.