В Блекинге — война. Русские танки въезжают в порт Карлсхамна. Войска оккупируют Каллинге. Правдоподобно? Не слишком.
В последнем докладе Королевской академии военных наук этот сценарий тоже считается наименее вероятным из трех.
Но нельзя планировать оборону, исходя из идеи, что все вокруг будут вести себя как всегда. Можете ли вы представить, что именно в вашем доме случится пожар, что именно вы попадете в аварию на дороге? Полагаю, что нет. Однако у вас, я надеюсь, все же есть огнетушитель и ремни безопасности.
Надейся на лучшее, но готовься к худшему.
Об этом писал китайский генерал Сунь-цзы в трактате «Искусство войны» 2,5 тысячи лет назад.
«Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».
То, что было верно во времена мечей и луков, стало еще более актуально в эпоху самолетов и подводных лодок. Сценарии, представленные в докладе, охватывают от десяти до пятнадцати ближайших лет. В мире политики это почти вечность. Кто пятнадцать лет назад мог предположить, что Россия захватит Крым и развяжет войну на Украине? Кто в 1975 году мог предсказать развал Советского Союза?
Но в военном мире десять-пятнадцать лет — короткий срок. В начале 2000-х годов стартовала работа по проектированию новой подводной лодки A26. Первый экземпляр покинет верфь в Карлскруне не раньше 2022 года. Налаживание обороны требует времени. Многие из сегодняшних решений будут актуальны в ближайшие тридцать лет.
Экстремальный сценарий в докладе, по которому Блекинге становится мишенью агрессии, базируется на предположении, что в мире произойдут большие перемены. Китай станет более активным и агрессивным игроком в Азии. Угроза войны в этом регионе заблокирует многие ресурсы НАТО, что даст русским возможность почувствовать себя сильнее.
По вполне понятным причинам Россия часто бывает предметом шведских дебатов, но она, несмотря ни на что — бывшая великая держава, которая ныне в упадке. Китай — напротив, супердержава на взлете. Сегодня кажется неправдоподобным предположение, что страна включится в серьезный конфликт, но все может поменяться в мгновение ока.
Какие выводы Швеции следует сделать из доклада Королевской академии военных наук? Во-первых, наша обороноспособность, к сожалению, не слишком высока, и нынешние решения в военной области не принесут существенных изменений. При этом все в один голос кричат о том, что Россия вооружается, особенно подчеркивая ее способность к стремительной мобилизации и перегруппировке сил для нападения.
Но любого, кто обращает внимание на эти факты, сразу обвиняют в русофобии или «путинойе», хотя Россия в последнее время долго не думает, прежде чем применить свою военную мощь. Даже самые закоренелые апологеты Путина не могут закрывать глаза на происходящее наращивание вооружений. Новые силы вполне могут использоваться для наступательных действий, при нынешнем или любом другом режиме.
Как Сунь-цзы заявил еще 2,5 тысячи лет назад, следует думать не о намерениях, а о возможностях противника.