Москва — Российское Министерство иностранных дел лишь поздно вечером в среду опубликовало свой комментарий по поводу произошедшего в ночь с 12 на 13 июля выдворения из России Председателя Совета управляющих по вопросам вещания США (BBG) Джеффа Шелла.
В комментарии, выдержанном в резких выражениях, Джефф Шелл назван «одним из организаторов широкомасштабной лживой антироссийской пропаганды, финансируемой из американского бюджета, то есть ведущейся в силу политических решений, принимаемых на самом верху США», а «Голос Америки» и Радио Свобода — «пропагандистскими радиостанциями» (глава BBG прилетел в Москву для участия в праздновании 25-летия открытия бюро Радио Свобода в России).
«Причина в том, что Дж. Шелл с недавних пор включен в «стоп-лист», который российская сторона, как неоднократно объявлялось, расширяет в ответ на введение Вашингтоном по надуманным причинам визовых санкций против российских граждан. Например, только под предлогом кризиса на Украине Администрация Обамы закрыла доступ в США уже 70 представителям России, в том числе высокопоставленным», — говорится в тексте комментария, опубликованного на интернет-портале российского МИДа.
«Если в Вашингтоне и могут высказывать в этой ситуации недовольство по поводу чего-либо, то исключительно — в связи с последствиями собственной агрессивной и недальновидной политики. Санкции всегда обоюдоостры. Всем, кто их вводит против России, следует помнить о неотвратимости ответных мер», — сказано в официальной публикации МИД России.
Российское внешнеполитическое ведомство отреагировало на произошедшее с Джеффом Шеллом лишь через 16 часов после произошедшего, что позволило многим наблюдателям сделать вывод о том, что данный поступок сотрудников ФСБ России, к чьему ведению относится контроль на российской границе, застал МИД России врасплох.
В свою очередь, представитель Госдепартамента США Марк Тонер выразил озабоченность в связи с отказом во въезде в РФ председателю Совета управляющих по вопросам вещания США Шеллу.Он сказал также, что ему неизвестно, будет ли этот вопрос обсуждаться в ходе визита госсекретаря Керри в Москву. По словам Тонера, американская сторона стремится с максимальной точностью выяснить детали, связанные с тем, как это произошло, и почему Шеллу было отказано во въезде в Россию.
«Это жест, который, безусловно, символизирует тот уровень отношений, который между странами существует. Мария Захарова, официальный представитель МИД России, на вопрос о неприятных эпизодах с американскими дипломатами говорит по смыслу следующее: если вы к нам недружественны, то и мы к вам недружественны, чего вы вообще хотели? Когда отношения доходят до такого уровня, то подобный шаг — разворачивать человека в аэропорту — не воспринимается как что-то совершенно невероятное, требующее особенного объяснения» — говорит Мария Липман.
Эксперт считает, что «те сотрудники, которые решают, кого пускать, а кого не пускать, точно знают, что ошибиться в сторону чрезмерной жесткости невозможно в нынешних условиях».
Член ученого совета Московского центра Карнеги Николай Петров, напротив, видит в выдворении Джеффа Шелла из России продуманное действие властей России в попытке сбалансировать эффект от визита Джона Керри: «Мне кажется, что Путин и Кремль сегодня находятся в таком положении, когда ничего серьезного в пику Западу сделать они не могут. Очевидно, что визит Керри — это некоторое согласование позиций и уход от той острой конфронтации, которую мы наблюдали раньше. Но в России идут выборы, и только что прошла информация по поводу американцев, выдворяющих наших дипломатов».
«Это такая мелкая шпилька, призванная как бы прикрыть те действия, которые в целом, как мне кажется, сегодня идут в направлении снижения конфронтации. А чтобы прикрыть сущность того, что происходит, а именно — некоторое отступление от той жесткой конфронтации на деле, а не просто риторической, Кремль и использует любой повод для того, чтобы продемонстрировать публике, что он занимает жесткую позицию и ее не меняет» — рассуждает Николай Петров.
Отвечая на вопрос о возможных причинах происшедшего, находящийся в Москве исполнительный директор Совета управляющих по вопросам вещания США Джон Лэнсинг сказал: «Я не имею ни малейшего представления, почему они это сделали. Действия, которые они предприняли, не имеют объяснений. Ему не задавали никаких вопросов. Они просто поступили подобным образом». Джон Лэнсинг также заявил, что руководство иностранным вещанием США потребует объяснений — на каком основании главе Совета управляющих запретили въезд в Россию?
Вице-президент Фонда Карнеги и эксперт по России Эндрю Вайс в интервью газете «Вашингтон пост» дал свое объяснение выдворения Джеффа Шелла из России, связав этот шаг с «принципом взаимности» в действиях двух стран по отношению друг к другу: «Принцип «око за око» глубоко укоренен в российской дипломатической практике. Соединенные Штаты и Европейский союз наложили санкции на должностных лиц в российских медиа, подконтрольных государству, и российская сторона решила составить такой же список из лиц, которых она считает схожими по занимаемому ими (в США — прим. авт.) положению».