Как и на саммите НАТО два года назад в Уэльсе, в этом году в Варшаве отношения между НАТО и Россией определяли повестку дня. Политика безопасности альянса по отношению к России должна состоять из сдерживания и диалога.
В трех балтийских странах и Польше на ротационной основе будут размещены многонациональные батальоны численностью до 1000 солдат каждый. В случае необходимости они в течение нескольких дней могут быть усилены силами быстрого реагирования НАТО. В ходе саммита было обновлено обязательство по выделению двух процентов ВВП на оборону и более 20% оборонного бюджета на современные материалы.
Это одна сторона политики Россия-НАТО. При помощи сдерживания посылается сигнал о том, что НАТО стремится и может защищать восточноевропейских союзников. По всей видимости, благодаря настойчивым усилиям министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) и его критики демонстративных военных мер альянса Совет Россия — НАТО должен будет играть более важную роль в качестве форума для диалога. Политические и военные контакты должны способствовать созданию большей прозрачности, предсказуемости, сокращению рисков и преодолению разногласий.
НАТО планирует более активно участвовать в борьбе против международного терроризма и осуществлять больший вклад в военные учебные миссии на Среднем Востоке и в Северной Африке. Решение о задействовании самолетов Awacs для поддержки западной коалиции в борьбе против ИГ (организация, запрещенная в РФ), означает, что те страны-члены НАТО, которые уже давно требуют более активной роли НАТО в сирийском конфликте, одержали верх. При согласовании с ЕС военно-морское присутствие НАТО в Средиземном море должно быть усилено.
Противовес России
Усиление активности НАТО на Среднем Востоке и в Северной Африке должно также создать противовес активной деятельности России в регионе. Поэтому стратегическое партнерство с Россией должно вновь стать предметным. Односторонние действия, направленные против интересов и регионального участия России, только обострят существующие разногласия и повысят риск военной конфронтации.
Оборонительный союз должен сделать все необходимое, чтобы обеспечить безопасность союзников, к тому же коллективная оборона альянса является его центральной задачей. Ввиду кризиса в отношениях между Востоком и Западом существует опасность концентрации только на военном аспекте. Только если военные мероприятия проводятся в рамках разрядки, выстраивания доверительных отношений и диалога, можно избежать дальнейшей эскалации в форме ответных мер, а также недопонимания, неверных оценок и чрезмерной реакции.
Одно лишь сдерживание не является решением
Сдерживание не равнозначно безопасности. А диалог еще не означает разрядку. Бельгийский министр иностранных дел Пьер Хармель (Pierre Harmel), решительный и дальновидный политик, в 1967 году настоял на идее о том, чтобы безопасность и разрядка легли в основу новой политики безопасности НАТО. Это было начало долгого пути, который привел к окончанию холодной войны. Спустя почти 50 лет, в ходе кризиса нашего времени, было бы хорошо об этом вспомнить.
Харальд Куят — бывший генеральный инспектор бундесвера.