В 2014 году европейские страны и США ввели санкции против России после ее решения аннексировать Крым — решения, которое было одобрено большинством жителей полуострова, принявших участие в референдуме.
Санкции коснулись отдельных людей и компаний, а позже и целых секторов российской экономики. В ответ на это Россия ввела запрет на импорт продуктов питания из этих стран.
С тех пор многое изменилось.
Люди, живущие в Крыму, который в течение нескольких десятилетий был частью Советского Союза, а еще раньше — Российской империи, считают себя русскими, в чем убедились многие иностранные гости, в том числе члены парламентов Франции, Италии и ряда других европейских стран, посетившие этот полуостров.
Военная конфронтация между Киевом и самопровозглашенными республиками на востоке Украины превратилась при поддержке России, Германии и Франции в замороженный конфликт.
Киев пока не выполнил условия Минских соглашений, подписанных представителями России, Украины, Франции и Германии.
Запад настаивает на том, что санкции против России будут сняты только в случае полного выполнения всех условий этих соглашений.
Россия постепенно учится жить в условиях санкций, которые ограждают ее промышленность и бизнес, в первую очередь фермеров, от конкуренции со стороны иностранных производителей, способствуя их развитию и росту.
Страны Западной Европы, которые заискивают перед Вашингтоном, несут серьезные экономические и финансовые потери из-за введенных Россией контрсанкций.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что, хотя санкции уже давно утратили свою актуальность, Запад вынужден их сохранять.
«К сожалению, пока встречных движений мы не видим, наоборот, за последнее время были предприняты решения для того, чтобы эти санкции пролонгировать на будущее», — сказал Медведев журналистам в Улан-Баторе по итогам саммита АСЕМ.
«Но все, с кем я разговаривал, точно считают, что эти санкции наносят ущерб экономическим отношениям».
«По подсчетам международных экспертов, за последнее время те страны, которые ввели санкции, потеряли около 100 миллиардов долларов. Мы эти санкции не вводили, поэтому мы никакие страны не просим их убирать».
Как сообщает французский исследовательский центр CEPII, специализирующийся на международной экономике, к июню потери западных стран от введения санкций достигли 60,2 миллиарда долларов.
«Санкции против России не только не привели к желаемому результату, но и нанесли вред немецкой экономике», — отметил Андреас Маурер (Andreas Maurer), председатель фракции «Левых» в парламенте города Квакенбрюк в немецкой земле Нижняя Саксония, в беседе с репортерами радиостанции «Спутник».
«В целом санкции провалились. Это очевидно здесь, тогда как их последствия практически незаметны в Крыму».
Маурер признал, что Запад «наказывал» жителей Крыма за результаты состоявшегося там референдума, запрещая им выезжать за границу.
Германия тоже пострадала от введения санкций.
«Ни один сектор немецкой экономики не может позволить себе в долгосрочной перспективе игнорировать такой рынок, как Россия», — отметил Маурер.
Член итальянского парламента Паоло Гримольди (Paolo Grimoldi), секретарь партии «Северная лига», сказал: «Санкции оказались чрезвычайно глупой мерой, которая вредит экономике Италии и Евросоюза».
Региональный совет Ломбардии принял резолюцию, в которой он признал Крым частью России и призвал к отмене санкций.
Ранее два других итальянских региона, Венето и Лигурия, приняли такие же решения.
8 июня французский Сенат призвал национальное правительство начать процесс смягчения санкций.
Представители французского парламента неоднократно заявляли, что санкции больше не будут продлеваться автоматически. 28 апреля его нижняя палата поддержала предложение оппозиции, призвавшей к отмене санкций.
«Те, кто разрабатывал эти санкции, упускают одну очень важную деталь: в течение как минимум 15-20 лет Россия была частью мировой экономики с ее объективно сформировавшимися сложными взаимными связями, берущими свое начало в необходимости нормальных отношений обмена», — отметил Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, занимавший пост министра экономики с 1994 по 1997 год.
«Именно поэтому административные барьеры, мешающие российским и западноевропейским товарам поступать на рынки, оказывают влияние на производителей и потребителей в России и в Евросоюзе».
Сигналы от западных источников о необходимости восстановить конструктивные отношения с Москвой однозначно указывают на то, что страны Евросоюза проводят переоценку эффективности их санкций против России.
В то же время эксперты отмечают, что сторонники жесткой линии не хотят уступать, несмотря на нарастающее давление со стороны общественности и бизнеса, заинтересованных в восстановлении экономических связей с Россией.
Стоит отметить, что более 120 тысяч делегатов из 130 стран, в том числе 30 министров из 21 государства, приняли участие в Экономическом форуме в Санкт-Петербурге, который прошел в июне.
Они подписали 332 контракта на сумму в 1 триллион рублей (более 220 миллиардов долларов).
«Только второстепенные политические силы призывают к снятию санкций», — сказал Максим Братерский, профессор Высшей школы экономики.
«Это, как правило, оппозиционные силы, которые в определенной степени хотят разозлить правящие партии».
«Это внутриполитические распри, которые в большинстве случаев не влияют на решения Евросоюза в вопросе продления срока санкций».
«Однако они создают иную атмосферу. Пока срок действия санкций был продлен, но их придется снова продлевать через шесть или, возможно, 12 месяцев».
«К тому времени эта атмосфера недовольства и несогласия может распространиться настолько сильно, что Евросоюзу придется корректировать свою политику».
«Я не стал бы ожидать каких-то изменений в краткосрочной перспективе. Но, если недовольство продолжит нарастать, мы посмотрим, что будет через год».
Вячеслав Холодков, начальник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований, отметил: «США играют первую скрипку в процессе продления срока санкций».
«Цель политики США очень отличается от той цели, о которой заявляется публично».
«Другими словами, цель санкций — не урегулировать кризис на Украине, а убрать президента Владимира Путина из власти, создав такие экономические трудности, которые, как они надеются, спровоцируют массовые протесты в России».