Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С ухудшением на протяжении двух последних лет отношений между США и РФ на фоне агрессии последней против Украины проблематика ядерного вооружения снова приобрела значимость, невиданную со времен окончания холодной войны. Как следствие в мире начали говорить о возможности новой гонки ядерных вооружений на фоне попыток США и РФ модернизировать свои ядерные арсеналы.

«Чем, ради всего святого, на самом деле является ядерное стратегическое доминирование?! Какое политическое, военное, оперативное значение имеют все эти уровни вооружения?! Как вы можете это использовать?!»

Генри Киссинджер (1974)


С ухудшением на протяжении двух последних лет отношений между США и РФ на фоне агрессии последней против Украины проблематика ядерного вооружения снова приобрела значимость, невиданную со времен окончания холодной войны. Как следствие в мире начали говорить о возможности новой гонки ядерных вооружений на фоне попыток США и РФ модернизировать свои ядерные арсеналы.

Однако есть в США издания и авторы, которые не только говорят о такой опасности, но и пытаются убедить читателей в том, что РФ опережает США в этой сфере. Так Билл Герц, автор издания The Washington Free Beacon, в ряде своих последних статей пишет, что РФ, по его инсайдерским данным из Государственного департамента, нарушает соглашение СНВ 2010 г. в части сокращения и ликвидации подвижных грунтовых ракетных комплексов или может не вложиться, согласно уже упомянутому соглашению, в ограничения по количеству боеголовок из-за развертывания МБР «Ярс» и БРПЛ «Булава» с боеголовками индивидуального самонаведения. При этом Билл Герц часто ссылается на американского эксперта в этой сфере Марка Шнайдера.

В свою очередь Марк Шнайдер в июне 2016 г. опубликовал доклад, где нарисовал почти апокалиптические картины будущего доминирования РФ в ядерной сфере. Прежде всего, он опирается в своей аргументации на данные Госдепа от апреля 2016 г., где действительно четко указано, что РФ на сегодняшний день на всех стратегических носителях имеет 1 735 развернутых боеголовок, в то время как США — лишь 1 481. При этом до 2018 г. стороны, согласно соглашению СНВ 2010 г., должны выйти на 1 550 развернутых боеголовок и 770 носителей. Однако, как пишет Марк Шнайдер, РФ на этом не остановится, поскольку модернизация ядерного арсенала продолжается. Дальше автор напоминает о планах РФ довести количество новых стратегических ядерных ракетоносцев «Борей» (проект 955) до восьми, развернуть новую тяжелую МБР «Сармат» (будет иметь до 15 боеголовок), создать новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», а также модернизировать военно-воздушную составляющую ядерной триады.

Кроме того, Марк Шнайдер цитирует насмешки Сергея Иванова образца 2013 г.: дескать, как может речь идти о сокращении стратегических наступательных потенциалов, если американские ракеты Trident (стоят на 14 АПЧ «Огайо») будут служить как минимум до 2042 г. То есть намекает на устарелость ядерного арсенала США. Словом, если полностью довериться Марку Шнайдеру, то получается, что в скором времени в мире установится ядерное доминирование РФ.

Однако действительно ли все так хорошо с модернизацией ядерного арсенала в РФ и все так плохо в США? Желаемое и действительное в Датском королевстве Прежде всего следует отметить, что действительно за последние пяти лет РФ достигла значительного прогресса в модернизации своих стратегических ядерных сил как части общей программы модернизации армии на 2011— 2020 гг. Тот факт, что циклы российской и американской модернизации не совпадают во времени и определил то, что арсенал РФ начал увеличиваться, а США — сокращаться.

Прежде всего этого удалось достичь разворачиванием новых стратегических носителей с боеголовками индивидуального наведения. ВМФ РФ пополнился за 2013–2014 гг. тремя стратегическими подводными ракетоносцами проекта 955 «Борей» — каждый несет по 16 БРПЛ «Булава», которые имеют от шести до 10 боеголовок индивидуального наведения. То есть только три ракетоносца добавили СЯС РФ 48 носителей и 288 боеголовок. Также с 2010 г. были приняты на вооружение МБР «Ярс» шахтного и мобильного базирования — всего 292 боеголовки. Однако дальнейшие перспективы модернизации ядерного арсенала РФ не слишком радужны.

Сначала предполагалось, что ВМФ РФ получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 до 2020 г. Однако, как стало известно, пять из них не удастся сдать в назначенный срок — на сегодняшний день четыре АПЧ проекта 955 находятся на разных стадиях постройки (один из них планируют спустить на воду в декабре 2016 г. — посмотрим, как у РФ это получится) и еще один АПЧ, название которому еще не выбрали, должны заложить в этом году в день ВМФ. Иными словами, своевременное выполнение программы поставки ВМФ РФ стратегических ракетоносцев под вопросом, а значит и развертывание на них соответствующего количества носителей с боеголовками индивидуального наведения. Еще более интересная ситуация с новым боевым железнодорожным ракетным комплексом «Баргузин», о намерении создать который сообщалось еще в декабре 2012 г.

На сегодняшний день с этим комплексом, который собирались вооружить шестью МБР «Ярс», не все ясно. По информации авторитетного военного издания IHS Jane's 360, работы над «Баргузином» планируют прекратить за отсутствием финансирования. С другой стороны, правительственная «Российская газета» недавно сообщила, что продолжается работа над отдельными элементами БЖРК — причем речь не идет не только о начале боевого дежурства, но даже о начале испытаний. То есть пока что это поезд-призрак, а не реальная угроза для США. Неоднозначна и ситуация с модернизацией военно-воздушной составляющей ядерной триады РФ.

Сначала Кремль планировал создать новый стратегический бомбардировщик — перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК-ДА) с возможностью привлечь стелс-технологии. Однако, в конце концов, вместо ПАК-ДА РФ решила создать модернизованный Ту-160 М 2, а ПАК-ДА отложить в долгий ящик. Но ситуация с Ту-160 М 2 тоже довольно интересная — решено достроить три недостроенных на разных стадиях Ту-160, которые пылятся на Казанском авиазаводе еще со времен распада СССР. О серийном же производстве речь не идет — технологии, в том числе и производства двигателей к этим самолетам, фактически утрачены.

Но самая пикантная ситуация — с новой тяжелой МБР «Сармат», которая должна заменить известную ракету Р-36М/SS-18 днепропетровского производства. Предполагалось, что эту ракету начнут испытывать в 2015 г., но потом начало испытаний перенесли на лето 2016-го. Не в последнюю очередь из-за того, что шахтная пусковая установка на космодроме Плесецк оказалась не готова к испытаниям. РФ планирует начать постановку этого ракетного комплекса, который будет иметь 10–15 боеголовок индивидуального наведения, на боевое дежурство с 2018 г. То есть осталось меньше двух лет (для сравнения: последней модификации ракеты Р-36М (Р-36 М 2 «Воевода») с начала испытаний до начала постановки на боевое дежурство понадобилось два года).

Сегодня неизвестно, насколько успешно РФ справится с этой задачей, в частности и относительно налаживания серийного производства МБР «Сармат». Однако с другой стороны, на днепропетровские Р-36 М 2/SS-18, которые и сегодня стоят на боевом дежурстве, имея 420 боеголовок, приходится более 20% боеголовок СЯС РФ. Иными словами, ситуация в СЯС РФ далеко не столь радужна, а значит и не столь катастрофична для США и мира, как рисует Марк Шнайдер. Следующие 5–10 лет будут для РФ критическими: удастся ли ей в полной мере осуществить ядерную модернизацию на фоне падения цен на нефть и зависимости от западных технологий.

Например, на Воткинском заводе, производящем МБР «Ярс» и «Тополь-М 2/3», — оборудование западного производства. К тому же, как показывает практика, обычно РФ не вкладывается в намеченные сроки развертывания МБР. Согласно заявлениям Путина и Шойгу, в 2015 г. планировалось развернуть 40–50 МБР, но реально за год получилось поставить на дежурство в ракетных войсках стратегического назначения всего 21 МБР! То есть чуть более 50% от плана, озвученного Путиным в июне 2015-го. Что в такой ситуации должны делать США?

Из всех грядущих проблем, которые постигнут СЯС РФ, одна, обнаруженная Марком Шнайдером, чрезвычайно актуальна: как РФ будет выполнять менее чем за два года требования соглашения СНВ относительно уменьшения количества боеголовок до 1550? По мнению американского исследователя, РФ способна в 2017 г. выйти из договора СНВ, а такой радикальный шаг может обернуться против РФ. При этом заметим, что Марк Шнайдер манипулирует фактами, называя лишь количество боеголовок, развернутых на носителях, и умалчивая о соотношении по количеству носителей. Оказывается, что на сегодняшний день США имеют 741 развернутый носитель против 521 у РФ.

В условиях возможной войны количество носителей не менее важно, чем количество боеголовок, которые на них развернуты. Ведь чем больше носителей, тем больше их сохранится в случае первого удара противника, что гарантирует большие масштабы удара в ответ, а, следовательно, усиливает эффект сдерживания. В общем, как видно из письма сенаторов-республиканцев Джона Маккейна (руководителя Комитета по вопросам вооруженных сил) и Боба Коркера (руководителя Комитета по иностранным делам), сегодня идет отчаянная борьба по поводу возможных параметров полной модернизации ядерного арсенала США.

Эти американские законодатели требуют, чтобы Барак Обама выполнил данное во время ратификации соглашения СНВ 2010 г. обещание начать полную модернизацию ядерных сил США. Речь идет о необходимости выделить на это 350 миллиардов долларов до 2023 г. При этом в целом модернизация должна обойтись США в 1–1,1 триллиона долларов: предполагается построить до 12 новых стратегических ракетоносцев SSBN(X) (на вооружении которых будет до 16 БРПЛ Trident D5), которые заменят 14 АПЛ «Огайо», до 100 стратегических бомбардировщиков B-21 с крылатой ракетой воздушного базирования в ядерном оснащении (Long Range Stand-Off), а также модернизировать имеющиеся ракеты Trident D5 и Minuteman III.

Если американским конгрессменам удастся получить финансирование на полную модернизацию, США смогут гарантировать себе дальнейшее сохранение статуса ядерной супердержавы. При этом перспективы РФ — как финансовые, так и технологические — в вопросе завершения модернизации СЯС остаются туманными. Поэтому не удивительно, что еще в июле 2014 г. ведущий российский исследователь в сфере стратегических вооружений Алексей Арбатов советовал Кремлю начинать с США переговоры по дальнейшему взаимному сокращению стратегических ядерных потенциалов. Это позволило бы Москве поддерживать с Вашингтоном паритет в ядерной сфере и не бояться негативных последствий от полной модернизации ядерного арсенала США.

Однако США могут пойти и радикально другим путем, что отнюдь не поставит под угрозу их национальную безопасность и оборону. Речь о частичной модернизации ядерного арсенала для поддержания в развернутом состоянии до 1000–1100 боеголовок на стратегических носителях (именно столько по последним расчетам необходимо США для удовлетворения собственных нужд в сфере безопасности и обороны). Как заметил в своих мемуарах My Journey at the Nuclear Brink (2015) бывший (1994–1997 гг.) министр обороны США Вильям Перри, идея паритета является скорее политическим вопросом — ни один политик в Вашингтоне не допустит, чтобы РФ опережала США по количеству боеголовок или носителей.

При этом реально, на его взгляд, для гарантированного второго ответного удара США хватило бы одних стратегических ракетоносцев — в данном случае 12 АПЛ SSBN(X), которые должны прийти на замену 14 АПЛ «Огайо». Фактически такого же мнения и нынешняя администрация Барака Обамы, планирующая (как стало известно на днях из статьи в Washington Post) замедлить или отменить создание и развертывание уже упомянутых крылатых ракет воздушного базирования в ядерном оснащении (Long Range Stand-Off) и рассматривающая возможность урезать необходимое финансирование для модернизации ядерного арсенала США на следующие 10 лет в размере 350 миллиардов долларов.

Исходя из изложенного выше, представляется, что попытка РФ выйти из соглашения СНВ 2010 г. может дорого обойтись Кремлю. Вашингтон может выбрать как полную модернизацию своего ядерного арсенала, что поставит РФ в оборонительную позицию, так и менее масштабный проект частичной модернизации, которая так же полностью будет гарантировать безопасность США. А Москва и в дальнейшем будет тратить остатки нефтедолларов 2000-х на создание избыточного ядерного потенциала. Чем угрожает такой курс, четко продемонстрировала холодная война.