Победа на седьмой неделе и отдых. За последние несколько часов сирийская армия вошла в город через северный район Бени Зейд и остановила турецкие и американские каналы поставок. Не будет преувеличением сказать, что возвращение этого района, блокада тысяч боевиков к востоку от Алеппо и в стороне от линий поставок турецких и американских союзников, стало первой за пять лет сокрушительной победой сирийской армии.
Армия впервые продвинулась в таком большом и ключевом во всей сирийской войне городе, как Алеппо. Высокопоставленный сирийский чиновник сказал «Ас-Сафир», что штурм Бени Зейд дает реальную возможность для политического урегулирования кризиса, естественно на сирийских условиях.
Сирийский президент Башар Асад немедленно заявил о прощении всех носящих оружие, вне зависимости от причин, побудивших взять его в руки, и призвал к национальному примирению сразу же после объявления о победе в Алеппо. Это выглядит, как попытка обойти призывы Запада и найти решение сирийского кризиса в отсутствие позитивных результатов в рамках переговоров в Женеве. Также, воспользовавшись победой в Алеппо, Асад намерен уменьшить турецкое и американское влияние, однако для этого у него все еще недостаточно поддержки внутри страны.
Понятно, что путь к большой победе был долог. Приближая ее шаг за шагом, сирийская и российская стороны спасали провалившееся в феврале прошлого года перемирие. Впредь они не намерены повторять допущенную в преддверии перемирия ошибку и останавливать военные действия до того, пока не будут ликвидированы все вооруженные группировки к востоку от Алеппо, которые не признали режим перемирия. Операция «Сухой шторм» (так арабы называют действия российских вооруженных сил в Сирии — прим. пер.) не может быть вновь остановлена на пороге важных изменений. Весной прекращение боевых действий со стороны правительственных сил и их российских союзников не привело ни к трансформации переговорного процесса в Женеве, ни к убеждению оппозиции или региональных государств пойти на какие-либо политические уступки. Выбрав перемирие, а не военный разгром оппозиции, русские ушли, поспешив оплатить расходы на победу. Комментируя отсутствие тенденций к перемирию в Алеппо и по вопросу об уступках США и давлению Запада, министр обороны России Сергей Шойгу сказал: «Мы призывали несколько вооруженных группировок к прекращению огня, но боевики каждый раз нарушали перемирие, обстреливая населенные пункты и атакуя позиции правительственных войск».
Штурм Бени Зейд произошел на 49-й день битвы за Алеппо. Он продолжался 8 часов и почти не встретил сопротивления: ни со стороны «Джебхат Ан-Нусры» (террористическая организация, запрещена в России — прим. ред.), ни «Джейш Аль-Муджахидин». Когда последние на рассвете получили приказ отступать, свои позиции поспешно покинула «Группа 16», и начались переговоры о сдаче оружия и организации безопасного коридора.
Победу не удалось бы достичь за 8 часов, если бы не длительный процесс, начатый 30 мая. В течение первых двух недель июня россияне нанесли более трех тысяч ударов на севере Алеппо, в том числе тысячу ударов в районах Хандран и Аль-Бурейдж. К 10 июня полковник Ан-Нимр (Сухейль Хасан Ан-Нимр — полковник сирийской армии, возглавляющий так называемую бригаду «Силы тигра», в декабре 2015 награжден Российским Орденом Дружбы — прим. пер.) смог выполнить поставленную задачу, перекрыть лини снабжения боевиков из Турции и захватить склады с оружием. Благодаря интенсивным авиаударам инфраструктура противника была парализована. Во время боев за фермы Маллах тысячи бойцов из «Нур Ад-Дин Аз-Знаки», «Джебхат Ан-Нусра», «Джейш Аль-Муджахидин» и «Джебхат Аш-Шам» оказались в ловушке и потеряли, по сирийским данным, почти пять тысяч боевиков раненными и убитыми. «Нур Ад-Дин Аз-Занки» потеряла две трети своих военных возможностей — до битвы за фермы в нее входило около 8 тысяч бойцов.
Победа сирийской армии в битве за фермы Маллах и при Бени Зейд продемонстрировала тектонические изменения в ее наступательных способностях. Действия полковника Сухейля Хасана А-Нимра скоординированы и стремительны. После авиаударов и ракетной поддержки он атакует молниеносно, не давая возможности противнику восстановить свою линию обороны. Его силы прибыли раньше армейских подразделений, которые ждали атаки несколько часов после огневой подготовки. Хасан в большей степени полагается на воздушную разведку для дополнения имеющихся у него данных, и в соответствии с этой информацией быстро меняет тактику. Например, если силы противника превосходят, то он предпочитает применить тактику партизанской войны: отступить перед массированной атакой и перегруппироваться, чтобы затем поразить противника, как только тот снизит темпы наступления. Гибкость позволила ему достичь хороших результатов. Используя легковооруженную пехоту, он появлялся в районах, где боевики его не ждали. Он прибегал к этой тактике особенно часто во время операций против группировок, не поддержавших перемирие, осенью прошлого года. В конце сентября удары по ним усилились со стороны сирийской армии и русских «Сухих».
Достижения на двух фронтах: военном и политическом
Победы правительственных войск в Сирии имеют множество последствий на местном и региональном уровнях. Прежде всего, сирийская армия взяла в кольцо больше десяти тысяч вооруженных людей в восточном районе Алеппо, а также блокировала турецкий канал связи с городом, использовавшийся несколькими группировками, управляемыми турецкой разведкой, а именно: «Ан-Насра», «Нур Ад-Дин Аз-Занки», «Бригады Султана Селима», «Джейш Аль-Муджахидин». Армия начала наступление в северо-восточном направлении на лагерь Хандарат и окружила его с севера, востока и юга, чтобы открыть новые подходы в западной части Алеппо. Эти территории не находятся под их контролем, в том числе поселок Кафр Хамра на западе, исключая освобожденный район Ар-Рамуса. Другой целью армии было закрытие маршрутов поставок между Идлибом и Алеппо, на ее достижение ушло более семи недель. Данный маршрут служил жизненно важным турецко-американским каналом поставки оружия и переброски бойцов. Во время операции развернулась также борьба и с «идлибскими» отрядами, возможно, входящими в «Группу 16», но они предпочли отступить заблаговременно.
Однако символом достижений является гораздо больше, чем просто установление контроля над одним районом Алеппо. Это возможность показать всем освобождение «защитников Алеппо» и огневые ракеты, спасшие восемь тысяч мирных жителей на западе Алеппо. Это момент, которого ждали полтора миллиона уроженцев этого города, начиная с вторжения турецкой коалиции салафитов «Братьев-мусульман» в восточные районы экономической столицы Сирии 19 июля 2012 года.
Поражение «Джебхат Ан-Нусры» на Севере Сирии началось с изоляции Абу Мухаммад Аль-Джулани, присягнувшего «Аль-Каиде». Он пользовался турецкой и катарской поддержкой на протяжении всей сирийской войны. Изначально российское и американское понимание позиции «Ан-Нусры» было диаметрально противоположным: Россия считала законным нанесение по ней воздушных ударов, в то время как США игнорировала ее. Американцы нанесли удар по отрядам «Ан-Нусры» один раз — когда атаковали группу Фронта «Хорасан» в Сармадане и Идлибе, во время ухудшения отношений США с Турцией и Саудовской Аравией.
Пентагон и американская разведка отказались наносить удар по стержню сирийской вооруженной оппозиции. Это совершенно точно отражает различия российского и американского понимания этого вопроса. В любом случае едва ли возможно, чтобы США были готовы пожертвовать сирийскими вооруженными группировками и принять заключение политического соглашения, чтобы положить конец войне в Сирии, чего сделать до сих пор не удается.
Однако это не заботит ни Пентагон, ни ЦРУ, которые следуют стратегии уничтожения русских, иранцев, «Хезболлы» и сирийской армии. Администрация Обамы не преступает предел, как не будет этого делать и следующая администрация Хиллари. Сирийская оппозиция способна продолжать войну, не сумев достичь победы и свержения режима.
Союз сирийцев, поддерживаемых США и Турцией, старался не допустить продвижение сирийской правительственной армии в Алеппо. Но все изменилось после неудавшегося переворота в Турции. Участие США в боевых действиях снизилось по договоренности с Россией. Достижения сирийской армии были бы сведены к минимуму, если бы американский «Авакс» (самолет, оборудованный системой дальнего радиолокационного обнаружения — прим. пер.) продолжил наводить турецкие самолеты на сирийские позиции для поддержки начатого 4 июля наступления вооруженных группировок. 2 июля компания «Джавджадар» осуществила переброску турецкой техники в турецкий Газиантеп: бронированная колонна предназначалась для группы Хамзы в северной Сирии, ее должны были отправить в качестве подкрепления из Идлиба в Алеппо. Возросло количество запусков противотанковых ракет, особенно «Аль-корнет» — их выпустили около 40 штук. Впервые в боях появились турецкие противотанковые комплексы «HAR-66», представляющие собой модифицированные американские противотанковые гранатометы «М72 LAW». Это не изменило ни российского, ни американского понимания целей, к которым направлены усилия США в поддержке вооруженных группировок, поскольку главным оппонентом США Вашингтон до сих пор считает сирийскую армию. До каких-либо договоренностей с русскими через порт Акабы американский корабль доставил болгарское оружие для вооруженных группировок. Корабль с боеприпасами общим весом около 1 700 тонн прибыл 21-го июня — как раз в разгар российско-американских переговоров. 27 июня корабль был замечен в Красном море, он направлялся в сторону Акабы.
Можно сказать, что победа в Алеппо существенно повлияла на восприятие «Джебхат Ан-Нусры» и других группировок. Особенно тех, которые были классифицированы как террористические Советом безопасности в июне 2013 года. Были приняты Резолюции № 2253 и 2254, которые не подталкивали международную коалицию к ударам по «Джебхат Ан-Нусре», но и не помешали американцам навязать ее защиту, чтобы не допустить удара российских сил по их позициям.
Тишина в Стамбуле позволяет сделать вывод, что поражения в Алеппо долго ждали. Однако турецкое подкрепление через Идлиб так и не пришло, и наступление Хассана Сухейля Ан-Нимра, начатое с битвы за фермы Маллаха 28 июня, не было остановлено. Сдержанная реакция Франции и Великобритании заключалась в том, что министры иностранных дел Жан-Жак Эйро и Борис Джонсон призвали не допустить гуманитарную катастрофу при осаде Алеппо. Это будет одним из важных элементов дипломатической игры, направленной на то, чтобы не допустить итоговой победы русских и сирийской армии, а также защитить оставшуюся часть вооруженных группировок «Нур Ад-дин Аз-Занки» и «Джебхат Ан-Нусра».
Снижение общего интереса к достижению взаимопонимания по сирийской проблеме совпадает со стратегическим российско-сирийским консенсусом о «гуманности» как основе сдерживания дипломатического наступления Запада и Америки против России и Сирии. Они будут стараться остановить процесс под предлогом защиты сотен тысяч граждан, захваченных в восточной части города. Следуя этой логике, должен появиться документ об отказе от военной и политической блокады.
Министр обороны России заявил, что сирийское правительство открыло три «гуманитарных коридора» к западу от Алеппо, а также оставило безопасный транзит через Аль-Кастело к северу от Алеппо.
По данным сирийских источников, десятки боевиков поклялись сложить оружие и отойти в сторону Хан Аль-Асаль к западу от Алеппо. А «Аз-Занки» и «Ан-Нусра» перед лицом неотвратимой гибели задумались о капитуляции. В течение дня сирийский «Красный полумесяц» пытался организовать конвой для вывоза мирных жителей. По данным сирийских источников, две недели назад сирийское министерство обороны начало переговоры с небольшой местной группой о том, чтобы они сдали оружие и отошли в сторону Хан Аль-Асаль. Было достигнуто соответствующее соглашение, которое до сих пор в силе.