Когда в четверг олимпийский факел достиг города Ангра-дус-Рейс на пути к Рио-де-Жанейро, там возникли уличные беспорядки. Группа государственных служащих, которым не выплачивают зарплату, пыталась перехватить и погасить огонь.
Былого воодушевления бразильцев как ни бывало. Большинство — по независимым опросам, от 60 до 63% — уверены, что Олимпийские игры принесут Бразилии больше вреда, чем пользы.
Контраст особенно велик по сравнению с тем всеобщим ликованием, которое охватило страну в 2009 году, когда она выиграла гонку за право принимать Олимпийские игры. Тогда в стране был беспрецедентный экономический подъем, и повсюду царил оптимизм.
А теперь день клонится к ночи. Бразилия оказалась в глубокой экономической рецессии и в политическом кризисе. Многие граждане недовольны тем, что правительство тратит деньги на Игры, в то время как больницы вынуждены отказывать пациентам в помощи, а государственные служащие не получают зарплату вовремя.
«Какой смысл в том, что Рио готовится к Олимпиаде, если никто не хочет показывать истинную ситуацию?» — пишет один из моих друзей в Рио в Facebook и публикует фотографию пожилой женщины, лежащей без сознания рядом с урной для мусора. Ей нужна медицинская помощь, которой все нет.
«Пока правительство возится с этим олимпийским факелом, который ни черта не значит… гаснет факел жизни в государственных больницах, на улицах, в мусорных ямах», — пишет один из комментаторов.
В последнюю минуту
Тысячи солдат и офицеров будут следить за безопасностью на Олимпийских играх. Но уже появились сведения об инцидентах в городе, печально известном своей криминальной обстановкой. Например, на днях на членов китайского антидопингового агентства напали прямо на улице, угрожая оружием.
Еще одним поводом для критики стала коррупция в аэропорту. По словам одного возмущенного гражданина, там можно пройти контроль даже с атомной бомбой.
К тому же, похоже, что Бразилия и Рио-де-Жанейро намерены завершить все приготовления к Играм в последнюю минуту. Открытие Игр запланировано на пятницу. Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах (Thomas Bach) в шутку сказал газете Estado de São Paulo:
«Узнавая бразильцев, понимаешь, что они обожают делать все в последнюю секунду. Но я уверен, что все будет великолепно».
Обещанную очистку крайне загрязненного залива Гуанабара так и не провели, так что критики сообщают, что соревнования по парусному спорту будут проходить среди мусора и фекалий.
В начале прошлой недели всплыла информация, что в зданиях олимпийской деревни, где должны жить спортсмены, вода стекает по стенам и открытым электроустановкам. Большая австралийская делегация сначала вообще отказалась вселяться.
Каждому по 42 презерватива
Глава датской делегации Мортен Родтвитт (Morten Rodtwitt) осмотрел 36 квартир, которые хорошо выглядели снаружи. Внутри обнаружились разрушенные и не отремонтированные ванные комнаты.
«Это во всех смыслах непривычно. Мы заходим в туалет, открываем воду и понимаем, что ничего не работает», — рассказывал он.
Эту проблему олимпийский комитет Рио решил, срочно наняв целую армию рабочих.
«Сейчас мы перешли от полного хаоса к некоторому контролю над ситуацией, — говорит Мортен Родтвитт. — Это прекрасная олимпийская деревня, зеленая и красивая».
В квартирах атлетов есть все необходимое, включая по 42 презерватива на каждого. Настоящий олимпийский рекорд.
Экономическое чрезвычайное положение
Но состояние олимпийской деревни — слабое утешение для простых бразильцев, уверенных, что все ресурсы уходят на прибывающих спортсменов и зрителей, лишь бы весь мир увидел грандиозные Олимпийские игры, полагает журналист Хулиана Барбасса (Juliana Barbassa). Jyf yfgbcfkf rybue@Nfywez c lmzdjkjv d ujhjlt lj, hf@ (Dancing with the Devil in the City of God).
«Мы, жители Рио, уже начали расплачиваться, и с ходом месяцев и лет станет только хуже», — заявила она в интервью Council on Foreign Relations.
Примерно месяц назад Рио-де-Жанейро объявил режим экономической чрезвычайной ситуации.
Общий экономический кризис и значительное падение цен на нефть привели к тому, что долг государства превысил 37 миллиардов. Госслужащие снова и снова повторяют на официальной странице штата Рио-де-Жанейро в Facebook: «Где мои деньги?» В стране задерживают выплаты зарплат и пенсий, у медицинских учреждений нет денег на закупку лекарств и материалов.
Как указывает Хулиана Барбасса, обширные инвестиции в инфраструктуру сделали город еще более неоднородным, чем прежде.
«Страшно дорогое метро, как и новые маршруты автобусов-экспрессов, появилось в богатых кварталах. Программы, которые могли бы улучшить качество жизни бедных рабочих, например, программу водопровода и канализации в фавелах Рио, которую мэр называл „главным социальным наследием Олимпийских игр“, так и не осуществили до конца. Еще много лет нам с этим жить», — говорит журналист.