Кризис, переживаемый южноамериканским общим рынком МЕРКОСУР (MERCOSUR) в связи с назначением страны на очередной полугодовое председательство этой организации, не поддается разрешению. Более того, страны-члены по-прежнему не могут найти выход из тупиковой ситуации, в которой оказались.
Три недели тому назад, наше издание сравнивало кризис МЕРКОСУР с гораздо более обнадеживающим положением, в котором находится Тихоокеанский альянс. Строго говоря, непростое положение, в котором оказался МЕРКОСУР, характерно также и для Союза южноамериканских государств (UNASUR), Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) и Боливарианского союза народов нашей Америки (ALBA) и свидетельствует о тупике, в котором оказался боливарианский интеграционный проект.
Если говорить конкретно о МЕРКОСУР, то существует ряд проблем, влияющих на существующее положение дел. Но при этом следует отметить, что все они вытекают из тех же самых предпосылок, которые обусловили статус Латинской Америки в мире, погруженном в процесс глобализации, а также ее отношения с основными западными державами, прежде всего с США и Евросоюзом, роль международной торговли в экономическом росте стран, участие государства в управлении экономикой и чрезмерные полномочия президента в выработке внешней политики.
Именно последнее обстоятельство сделало возможным то, что в конце 2005 года Венесуэла в ускоренном порядке вступила в МЕРКОСУР. Это стало наглядным проявлением волюнтаристских и необдуманных действий Уго Чавеса. Вступлению Венесуэлы в немалой степени поспособствовали его коллеги той эпохи: Нестор Киршнер (Аргентина), Лула да Силва (Бразилия), Никанор Дуарте Фрутос (Парагвай) и Табаре Васкес (Уругвай). И все же процедура вступления задержалась из-за несогласия парламента Парагвая и сената Бразилии, а также систематическим невыполнением правительством Венесуэлы принятых им на себя обязательств по приведению торгового законодательства страны в соответствии с нормами МЕРКОСУР.
В 2012 году, воспользовавшись приостановкой членства Парагвая в МЕРКОСУР, Венесуэла стала полноправным членом организации, но при этом она никогда не проявляла желания изменить свое законодательство и нормативную базу, а также вести себя как ответственный член южноамериканского общего рынка. Очевидно, что сейчас наступила пора расплаты за ошибки прошлого. Не желая осознать их, в июле 2015 года пять государств-членов одобрили вступление Боливии. Ни в первом, ни во втором случае не обсуждался ни глобальный проект организации, ни то, насколько совместима экономика вновь принятых стран с деятельностью организации в целом.
Описанное положения усугубляется стремлением венесуэльских властей навязать свое лидерство любой ценой. Стремясь выставить себя в качестве жертвы в глазах собственной общественности, они стали перекладывать ответственность за возникшие трудности на местные правые силы, поддерживаемые США. А министерство иностранных дел Венесуэлы даже гневно осудило создание Тройственного союза (Аргентина, Бразилия, Парагвай), ставящего целью «повторить операцию "Кондор" против Венесуэлы с тем, чтобы опорочить ее модель демократического развития». «В своих агрессивных устремлениях они готовы даже разрушить структурную основу МЕРКОСУР», говорится в заявлении министерства.
Грубая и антиисторическая попытка сравнить нынешние демократические правительства указанных стран с военными диктатурами 70-х годов усугубляется попыткой увязать Парагвай с Тройственным союзом. Следует помнить о том, что во время войны 1864 — 1870 годов Парагвай был жертвой, а не агрессором в отношении Тройственного союза, состоявшего из Аргентины, Бразилии и Уругвая.
Правительство Уругвая прилагает все усилия для того, чтобы деятельность МЕРКОСУР соответствовала установленным нормам, в то время как Аргентина, Бразилия и Парагвай не решаются применить Демократическую Хартию организации, а также поставить вопрос о членстве Венесуэлы, учитывая несоблюдение этой страной установленных правил. К этому следует добавить опасения того, что руководство Венесуэлы может заблокировать переговоры о Договоре об ассоциации с Евросоюзом.
В значительной степени венесуэльский кризис является следствием недееспособности как Союза южноамериканских государств (UNASUR), так и Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). Сложилась патовая ситуация, которая не позволяет продолжать политику прошлых лет, но при этом и не дает возможности провести в жизнь изменения, которых желают определенные слои общества. За безответственные решения, принимавшиеся на протяжении последних 15 лет, сейчас приходится расплачиваться, а хорошо продуманный и цельный плана по выходу из создавшегося тяжелого положения так и не разработан.