Начало августа этого года примечательно двумя важными событиями. В России — по меньшей мере, официально — объявлено об окончании экономической рецессии.
А именно: на официальном уровне Россия достигла низшей точки рецессии, и в дальнейшем обещается стабилизация или небольшой рост. Это значит, что Россия приспособилась к режиму санкций и низких цен на нефть.
Вторым знаковым событием стал состоявшийся 8 августа в Баку саммит, во время которого Россия, Азербайджан и Иран договорились об общей политике по развитию Евразийского измерения север-юг, которая предусматривает совершенствование транспортных коридоров, чтобы соединить Северную Европу с Персидским заливом.
Что объединяет новую обозначившуюся тройку — Россию, Азербайджан и Иран? Во всех перечисленных трех странах форма государственного управления отличается от идеала демократии американского образца. К тому же, Россия и Иран наказаны западными странами различными экономическими санкциями. Россия уже третий год живет в тени санкций, а против Ирана они отменены только частично.
Если еще три-четыре года назад Россия, чтобы не ухудшать отношения с Западом, была очень осторожной в экономических связях с Ираном, то сейчас звучат заявления одно громче другого. Незадолго до саммита в Баку, 5 августа, Владимир Путин азербайджанскому информационному агентству заявил, что Россия планирует построить в Иране еще восемь атомных реакторов, что Россия может одолжить Ирану более двух миллиардов евро на финансирование энергетических проектов, что Россия поможет Ирану технологиями по переработке обогащенного урана.
Западу остается только содрогаться и гадать — что это? Является ли происходящее необратимой сменой приоритетов России? По-моему, пока еще нет!
Саммит в Баку со стороны России — это разыгрывание нового козыря. Если Запад не станет эластичнее, то ассиметричным ударом России будет не усиление военной активности в восточной Украине, а угроза начать строительство восьми способных производить плутоний ядерных реакторов в Иране.
С другой стороны, если санкции и изоляция России становятся долгосрочной политикой, то России необходимо создавать альтернативы, которые могут компенсировать потенциал экономического роста. Альянс с отвергнутыми Западом государствами уже обозначен. К тому же, через день после Бакинского саммита состоялась встреча президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с Владимиром Путиным. Хотя Эрдоган не был приглашен на саммит в Баку, во время его проведения он заявил, что президент России Владимир Путин друг Турции. Это понятно, потому что Турция медленно продвигается к стадии, когда в отношении нее нужно будет начать применять санкции ЕС.
Расправа с политическими противниками президента Турции достигла беспрецедентных в 21-м веке масштабов.
В Белоруссии в 2010 году арестов и других мер против сторонников оппозиции было в тысячу (!!!) раз меньше, чем в Турции в июле 2016 года. В 2010 году в отношении Белоруссии со стороны ЕС и США были установлены тяжелые санкции, которые распространялись более чем на 170 белорусских граждан и 14 предприятий.
Если ЕС не практикует двойные стандарты и будет реализовать одинаковую политику в отношении Белоруссии и Турции, то санкции ЕС нужно ввести против 170 тысяч сторонников Эрдогана и 14 тысяч турецких предприятий!
Президент Турции понимает, что при нынешних масштабах репрессий Турцию у ЕС удерживает только мягкотелость Жана-Клода Юнкера и ему подобных в комплекте с двуличием, однако это не стабильная основа. Поэтому Турция должна быть готова встать в один ряд с отвергнутыми Западом — Ираном и Россией.
Похоже, начинает формироваться альянс отвергнутых Западом государств. Но не будем лелеять иллюзии по поводу прочности этого создающегося альянса. Пока еще есть время, чтобы любой из его членов предпочел сотрудничать с ЕС, а не с другими отвергнутыми Западом странами. Однако если режим санкций продлится еще несколько лет, братство отвергнутых Западом обрастет общими экономическими интересами.