Фестиваль Prague Pride, проходящий в чешской столице уже в шестой раз, предоставляет возможность встречаться активистам ЛГБТ-сообщества из разных стран и обсуждать актуальные для их регионов проблемы. Какова ситуация в Чешской Республике? Геи, лесбиянки, транссексуалы — чувствуют ли они себя в безопасности? С какого рода препонами люди гомосексуальной ориентации сталкиваются в Чехии? Что нуждается в публичном и широком обсуждении, просветительской работе? С этим вопросом мы обратились к члену организаторской группы Prague Pride Богдане Рамбоусковой.
По словам нашей собеседницы, если сравнивать ситуацию с государствами на восток от чешских границ, то можно сказать, что положение представителей ЛГБТ-сообщества в Чехии — хорошее.
— Однако мы придерживаемся мнения, что необходимо стремление взять более серьезную высоту, поэтому сравниваем себя с теми странами, где планка установлена ощутимо выше. Примером для нас служит вся Западная Европа и Америка. В Чехии на улице геям и лесбиянкам открытая агрессия и насилие не грозят. Но проявления гомофобии со стороны окружения — неуместные замечания и насмешки — имеют место.
Приходится постоянно контролировать себя, чтобы, например, прилюдно не взять своего партнера или партнершу за руку, дотронуться каким-то образом, который для гетеросексуальных пар является абсолютно нормальным, и они над этим даже не задумываются.
Гомосексуальным людям, например, приходится на работе выдумывать различные удобоваримые истории, когда кто-то спрашивает их о том, как они провели выходные. Нельзя сказать правду — рискуешь, что коллеги от вас отвернутся или же будет ограничено ваше карьерное продвижение. Со всем этим гомосексуально ориентированные люди и транссексуалы сталкиваются ежедневно. Из-за этого их жизнь значительно сложнее, чем у гетеросексуального большинства, — подчеркивает Богдана Рамбоускова.
— То, о чем вы говорили, относится к области человеческих отношений и атмосферы, имеющей место в трудовых коллективах. А какие актуальные проблемы вы видите на законодательном уровне?
— Что касается законов, то в конце июня сего года Конституционный суд сделал один весьма значительный шаг, хотя идти по выбранному пути нам придется еще очень долго. Речь идет об усыновлении детей однополыми парами. Вопрос касается только тех случаев, когда один из членов пары, зарегистрировавшей свои отношения, — не оба, а только один из них, имеет право усыновить ребенка, например, из детского дома.
Возможность усыновление детей гомосексуальной парой, как единым целым, подобно семье, на данный момент в Чехии все еще отсутствует. Если речь идет о гомосексуальных парах, то нельзя также усыновить и ребенка своего партнера. В этом заключается различие с гетеросексуальными партнерами, которые, оформив усыновление, наделяются по отношению к ребенку равными правами и обязанностями. До сих пор в Чешской Республике также невозможно заключение однополыми партнерами брака.
В этом году мы отмечаем 10 лет с момента, когда в стране была введена возможность заключения регистрированного партнерства. Однако это лишь второстепенный институт, который не предоставляет прав такого уровня, которые предусмотрены традиционным супружеством.
Степень гомофобии демонстрируют депутаты
— Не так давно в связи с темой усыновления детей гомосексуальными парами мы стали свидетелями дискуссии в Палате депутатов. Во время прений социал-демократический депутат Павлина Нитрова, категорически выступившая против принятия соответствующей нормы и высказавшаяся «за сохранение законов природы и традиционно понимаемой семьи», заявила, что «большинство гомосексуалистов склонны к промискуитету и чрезмерному употреблению алкоголя». Позже она также выразила убежденность в том, что «если представители ЛГБТ-сообщества добьются успеха в данном вопросе, то позднее они будут стремиться и к тому, чтобы узаконить секс с несовершеннолетними». А в эфире Чешского радио депутат заявила, что «гей-лобби наращивает свои требования, постепенно подготавливая разрушение традиционного общества».
— Заявление депутата Павлины Нитровой нас шокировало. Но одновременно нельзя сказать, чтобы мы были им удивлены. Именно такой уровень гомофобии присутствует в чешском обществе. Подобные заявления всегда прикрываются флером «личного мнения», на которое та или иная особа «имеет право». Но шокирующим в высказывании законодателя Нитровой было то, что речь идет об общественном деятеле, выступавшем в парламенте.
— Чешский фестиваль Prague Pride ежегодно посещают иностранные активисты, защищающие права представителей ЛГПТ-сообщества. Вы поддерживаете контакты и с организаторами подобных фестивалей в других странах. Хотелось бы услышать вашу оценку ситуации за рубежами Чехии.
— Во-первых, мы поддерживаем весьма тесные контакты с Pride в Гамбурге. В западных странах мы перенимаем опыт, черпаем идеи. Одновременно у нас есть контакты и в странах восточного региона. Месяц назад, например, мы были на конференции, в которой принимали участие представители фестивалей Pride и иных ЛГБТ-организаций из Польши, Украины, Беларуси, Сербии и ряда иных стран. Во время дискуссии об актуальных проблемах, которые приходится решать людям с гомосексуальной ориентацией в разных регионах, мы поняли, что ситуация в Чехии ощутимо лучше. Нас, например, шокировала информация о значительном ухудшении положения в Польше. За истекшее полугодие там имело место шесть нападений на геев непосредственно в общественных местах. В Чехии подобного, к счастью, не случается.
— В каких странах, по вашему мнению, ситуация самая проблематичная?
— Самое плохое положение в России, Украине, а также в тех государствах, где Pride вообще не может проводиться. В этих странах общественность и официальные учреждения чинят настолько серьезные препятствия, что возникает прямая угроза жизни участников любого марша или демонстрации за права ЛГБТ-сообщества, — подчеркивает Богдана Рамбоускова, представляющая Prague Pride.