В конце прошлого года, кажется, не было ни дня, когда в СМИ не появлялась какая-то новость из Турции. Сирийские беженцы, которые через территорию Турции попали в Европу, теракты, взрывы, столкновения турецкой армии с курдскими партизанами, обиды президента Турции Эрдогана на карикатуры в немецких СМИ, недавняя попытка переворота и аресты его сторонников… Не слишком ли много это для одного государства за короткий промежуток времени? И вот последняя новость: Эрдоган отправился к президенту России Владимиру Путину «каяться в грехах», а именно: в том, что осенью прошлого года был сбит российский военный самолет.
Сейчас Турция переживает драматические перемены. Похоже, длившийся почти 90 лет эксперимент Ататюрка со «светским, европейским исламом» близится к завершению. То, чего сейчас хотят сами турки, — это больше ислама. На это указывает также неудавшийся путч армии — простой народ его не поддержал. Но это довольно плохой сигнал для всего исламского мира, потому что Турция была примером светского исламского государства.
Турция по-прежнему балансирует на грани гражданской войны — как из-за униженных и изгнанных из армии генералов, так и из-за курдского сепаратизма. Но в случае такого конфликта в Европу устремятся уже не тысячи, а миллионы беженцев. В надежде, что этого не произойдет, Турции обещан безвизовый режим «завтра к обеду» и вступление в ЕС в отдаленном будущем. В свою очередь, это уже может необратимо повлиять на культурную идентичность «старой доброй Европы». Во всяком случае, Европа изменится, и это произойдет именно из-за Турции.
Но вернемся к состоявшейся во вторник встрече Путина и Эрдогана, которую пресса уже успела окрестить визитом «султана» к «царю». О том, что мы в реальности имеем дело с двумя Восточными цивилизациями, хотя они сами называют себя «европейской Россией» и «светским исламом», косвенно свидетельствует протокол приема Эрдогана в Санкт-Петербурге. Он был элегантным и в то же время виртуозно мстительным. Эрдоган был принят в Константиновском дворце (тонкое напоминание о древнем названии Стамбула), к тому же, не в каком-то другом, а в Греческом зале. И это можно считать указанием на столь популярный в царской России миф о Москве как о «Третьем Риме» — вторым был греческий Константинополь. Незадолго до самого визита в прессу было слито сообщение, что часть своего полного сожаления письма Путину — как раз ту часть, которая содержит слова извинения, Эрдоган якобы написал по-русски.
Правда, никакого огромного прогресса на переговорах не было достигнуто. Как будто не было. Путин заявил, что Россия немедленно возобновит туристические чартерные авиарейсы в Турцию. Уже медленнее будет отменяться эмбарго на турецкие товары. Намного серьезнее новость о том, что возобновлены переговоры о строительстве газопровода из России в Турцию. А это, в свою очередь, не очень приятная весть для Украины, экономику которой «поддерживает», в частности, плата за транзит российского газа.
Но о чем на самом деле говорили султан с царем? Кто знает… Восток остается Востоком — непрогнозируемым, хитрым и таинственным.