Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Неудавшийся путч в Турции и будущее альянса

© AP Photo / Jonathan Ernst/Pool Photo via APМинистры иностранных дел стран НАТО собираются на сессию, чтобы официально пригласить Черногорию стать членом альянса
Министры иностранных дел стран НАТО собираются на сессию, чтобы официально пригласить Черногорию стать членом альянса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последствия путча в Турции могут вместе с другими событиями, например, переоценкой политики США в отношении НАТО, серьезным кризисом в Азии и Европе, дальнейшими агрессивными шагами Владимира Путина, привести к самому серьезному экзистенциальному кризису Североатлантического альянса за последние 25 лет. А это не сулило бы ничего хорошего для Центральной Европы.

Чешские дискуссии о последствиях неудавшегося военного переворота в Турции, как правило, ограничиваются обсуждением турецкой угрозы исламизма для Европы, масштабными чистками, прежде всего в армии, но не только в ней, а также их последствиями для турецких вооруженных сил и общества. В целом это понятно, потому что исторически Европа была заманчивой целью для Османской империи (через Балканы), а президент Реджеп Тайип Эрдоган делает ставку на отказ от секуляризма и возрождение ислама как политической темы и носителя общей идентичности и ценностей.

К сожалению, намного меньше говорят о масштабных и долгосрочных последствиях неудавшегося путча для Североатлантического альянса. А ведь нас, жителей Чешской Республики, проживающих в буферной зоне между Германией (Западом) и Россией (Востоком), это должно особенно интересовать.

Последствия путча — пусть сейчас, в разгар каникул, так и не кажется — могут вместе с другими событиями (например, переоценкой политики США к НАТО, серьезным кризисом в Азии и одновременно в Европе, дальнейшими агрессивными шагами Владимира Путина и прочим) привести к самому серьезному экзистенциальному кризису Североатлантического альянса за последние 25 лет. В худшем же случае может произойти ослабление связей и снизиться боеспособность альянса.

А это не сулило бы ничего хорошего для Центральной Европы, которая в начале 90-х годов прошлого века выбрала основой своей безопасности и экономической стабильности две организации: Североатлантический альянс и Европейский Союз. В последние 25 лет именно они являются самыми яркими примерами либерализма, вернее неолиберализма.

Кроме того, обе организации были и будут носителями основной ценностной идентификации, вернее императива, о чем бы ни шла речь: о свободе, демократии или либерализме. Проблема в том, что с 2002-2003 года, то есть со времен вторжения в Ирак, мировое устройство, сформированное в 90-е годы, сносит удар за ударом, как святой Себастьян от нумидийских лучников.

Альянс пережил многое

Утверждение о том, что неудавшийся путч в Турции может привести к экзистенциальному кризису альянса, кому-то покажется слишком преувеличенным. Ответить на это можно тем, что прежде альянс не раз справлялся с путчами и автократами. Так было и с Турцией (кстати, последний военный переворот там случился в 1997 году), с Грецией или Италией. Главной причиной того, почему Португалия явилась членом-основателем, и почему приняли Грецию и Турцию, была не демократия и стабильность, а география и геополитика.

Можно сказать, что президент Эрдоган лишь продолжает то, что начал в 80-е годы прошлого века бывший тогда премьером Тургут Озал, который ослабил секуляризм и позволил верующим мусульманам в большей мере участвовать в общественной и политической жизни. Для подтверждения сказанного: как пишет Роберт Каплан в работе «Месть географии», в 1945 году в Турции было 20 тысяч мечетей, а в 1985 — уже 72 тысячи.

Кроме того, со времен своего основания альянс пережил ряд кризисов и таких переломных моментов, как выход Франции из военных структур и перевод штаб-квартиры из Парижа, а также конец холодной войны и распад Советского Союза. Несмотря на это, альянс всегда находил новый смысл для существования и работы в моменты, когда многие уже предсказывали, что он с этим не справится.

Все это, несомненно, точные примеры, и сейчас нет оснований говорить о распаде Североатлантического альянса, однако есть угроза, что на этот раз накопившиеся проблемы ослабят его настолько, что участие в нем потеряет в глазах некоторых членов смысл, а без доверия союз существовать не может.

В момент основания смыслом НАТО было сдерживание Советского Союза и его сателлитов, а также реагирование на возможное нападение на Запад. И хотя альянс имел свою политическую подоплеку, приоритетными были военные задачи, и этому подчинялось все (отсюда и членство Португалии, Греции, Турции). После 1989 года и распада Советского Союза НАТО лишилось врага, а значит, и своего raison d‘être («смысла существования»). Но в последующие годы альянс вновь обрел его благодаря некоторым инициативам, таким как «Партнерство ради мира» (PfP), и урегулированию войн в бывшей Югославии (прежде всего благодаря операциям IFOR/SFOR в Боснии).

Новое тысячелетие, новые разногласия


Значимость НАТО как политического субъекта, который гарантирует своим членам безопасность и стабильность, основанную на распространении демократических принципов, свободы и либерализма, возросла. Военный аспект альянса оставался по-прежнему важным, но акцент на политику, мирные дивиденды и отсутствие адекватного врага ослабляли его. Превращение биполярного мира в многополярный, то есть то, что мы переживаем последние 25 лет, нарушило связи между странами-членами — уже тем, что у них появилось множество альтернативных вариантов.

Однако страны-участницы сходились в едином мнении: привлечение новых стран на натовскую орбиту, включая Россию, принесет большую стабильность и безопасность, потому что в рамках предлагаемого сотрудничества альянс настаивал на проведении политических и военных реформ и на достижении высокой степени прозрачности. Первый серьезный удар по этому подходу был нанесен в 2002-2003 годах. Он стал побочным эффектом размолвки Соединенных Штатов и части европейских союзников из-за вторжения в Ирак. Вторым ударом были российские действия в Грузии и в Крыму, а третьим — неудачная и затянувшаяся операция в Афганистане, с которой НАТО связало свой престиж.

Разногласия относительно операции в Ираке были серьезными, ведь за редким исключением (Великобритания, Испания) Соединенным Штатам так и не удалось убедить своих важных союзников оказать активную, или хотя бы пассивную, поддержку в свержении Саддама Хусейна в ходе непрекращающейся «войны» с терроризмом. К тем, кто отказался, относилась и Турция, парламент которой не дал согласия на использование своей территории.

По прошествии лет вероятной причиной отказа помочь Соединенным Штатам можно назвать желание Турции поддержать позицию Франции и Германии как главных стран Европейского Союза, то есть Запада, к которому Турция со времен Кемаля Ататюрка себя причисляла, декларируя секуляризм. Но примерно в то же время стало понятно, что Турция никогда не станет членом Европейского Союза. В определенной мере это унижало элиту Анкары. Позиция Эрдогана же, напротив, укреплялась — Турция менялась, формировалась неоосманская политика.


Отношения между Соединенными Штатами и европейскими членами удалось урегулировать, а вот отношения с Турцией долгое время оставались напряженными. Турки пользуются тем, что принцип принятия решений в альянсе основан на единогласии, и блокируют некоторые инициативы, в особенности касающиеся сотрудничества НАТО-ЕС. Поэтому Турцию часто критикуют как непредсказуемого партнера. Более того, все процессы подчинены политическим решениям Анкары. Так что у турецких делегатов в альянсе, в отличие от их коллег, совершенно связаны руки, и, по сути, они «лишь зачитывают» предписанное.

Последовавшие после 2010 года потрясения на Ближнем Востоке, то есть в регионе, большая часть которого некогда входила в Османскую империю, принесли Турции проблемы, как и напряженные отношения с Россией и НАТО. Тем не менее эти же проблемы предоставили возможности, которые Турция использует и будет использовать в своих целях. А они зачастую не совпадают с политикой альянса.

География — это ключ…

Как подчеркивает Каплан, в случае Турции география играет ключевую роль и неизбежно отражается на ее политике: на западе страна граничит с Грецией, а на востоке с Ираном, на северо-западе с Болгарией, а на юго-востоке с Ираком, на северо-востоке с Грузией и Арменией, а на юге с Сирией. Больше половины Анатолии омывается Черным и Средиземными морями.

«Ясно, что по мере того, как будет забываться холодная война, Турция и Иран будут использовать свое положение, чтобы играть большую роль на арабском Ближнем Востоке», — пишет Каплан. «Турция уже не так связана с НАТО, и, кроме того, альянс уже не та розга, какой была раньше. И с уходом Саддама Хусейна в Ираке, который был реликтом холодной войны, полицейским государством советского типа, Иран все больше вмешивается в дела арабского мира. Это трудно заметить, но Турция сотрудничает с Ираном, хотя одновременно и уравновешивает его».

География всегда была важна для НАТО. Например, значение придается португальским Азорским островам в связи с дозаправкой бомбардировщиков, летающих через Атлантику, как когда-то придавалось Турции из-за доступа к Черному морю и прямого соседства с Советским Союзом. Сегодня, после вступления Румынии и Болгарии в альянс, выход к Черному морю обеспечен и без Турции, которая уже не соседствует непосредственно с Россией, хочет самостоятельно контролировать мост на Ближний Восток из-за своих интересов и, не в последнюю очередь, из-за возросшей активности в арабском мире, а также находится в напряженных отношениях с Израилем. Таким образом, нетрудно поставить под сомнение значимость Турции из-за ее непредсказуемости для альянса.

Геополитика играла ключевую роль и для Советского Союза так же, как сегодня она является неотъемлемой частью российских решений. В последние 25 лет многие на Западе надеялись, что значение геополитики будет преодолено или ослабнет в связи с упомянутыми либеральными и неолиберальными концепциями. Однако это случилось лишь в определенной мере и только в Европе. Геополитика вернулась с новой силой, и Турция будет одним из игроков, использующих свою выгодную позицию. Кстати, Турция уже подтвердила это на переговорах с Европейским Союзом о сдерживании мигрантов: она прагматично воспользовалась своей значимостью, что, однако, в будущем приведет к поиску альтернатив и к похолоданию в отношениях.

Возвращение к старой доброй геополитике станет проблемой и для альянса, спровоцировав упомянутый экзистенциальный кризис, для которого Турция может послужить катализатором (одним из нескольких). Выбор между ценностями и прагматизмом (реализмом), который был типичен, например, для отношений держав в 19 веке, а также в последующий период, может быть очень болезненным, и многим членам альянса трудно будет допустить для себя такой выбор и сделать его.

И все это происходит в период, когда после 1990 года произошла демилитаризация европейских вооруженных сил, когда сформировалось совершенно диспропорциональное соотношение сил между США и остальными членами НАТО, которое нельзя назвать иначе, как зависимостью с серьезными негативными последствиями в случае ухода Соединенных Штатов из Европы. Кроме того, сегодня рушится устройство Ближнего Востока, сложившееся во время холодной войны, и там царит крайняя нестабильность, а у альянса появилось несколько конкурентов — прежде всего Россия и Китай. Они не только соперничают с НАТО за власть и влияние, но и ставят под сомнение ценности, на которых была выстроена евроатлантическая система после холодной войны.

Разумеется, уместен вопрос: не было бы альянсу без Турции лучше, или не стоит ли ее каким-то образом «наказать» за отказ от секуляризма и за «братание» с Россией — главным вызовом евроатлантического региона? В этом отношении заявления представителей альянса и западных политиков не слишком информативны. И неудивительно, потому что тема щекотливая. Как бы выглядел альянс без Турции? Как будет выглядеть альянс с Турцией, которая не будет сотрудничать? Не может ли Анкара стать в НАТО, вместе с некоторыми другими странами-членами, «адвокатом дьявола»? Не будет ли она намеренно блокировать инициативы альянса в отношении некоторых стран, таких, как Израиль, Грузия, Украина, Иордания и других?

После того как альянс легкомысленно закрыл глаза на российскую операцию в Грузии в 2008 году и испытал шок от повторения агрессивного сценария на Украине, НАТО старается вновь сосредоточиться на обороне территории и очень осторожно называет Россию неприятелем. Осторожно потому, что отношение некоторых членов к Москве значительно более, выражаясь эвфемистически, «гибкое», и Турция, когда ей это выгодно, относится к числу таких стран. А что еще хуже, после ноябрьских выборов США могут стать еще одной подобной страной. В условиях, когда с юга и юго-востока исходят ассиметричные и традиционные угрозы, когда распался Афганистан, и уходят в прошлое воспоминания об успешном сдерживании во времена холодной войны и операциях на Балканах, трудно найти позитивные примеры, которые можно принять за основу.

Вот несколько аспектов, которые могли бы помочь. Необходимо назвать конкретных конкурентов и неприятелей, которыми на сегодня для альянса с глобальными последствиями и интересами являются Россия на Востоке, негосударственные и государственные игроки на Ближнем Востоке (например отчасти Саудовская Аравия), а также Китай в Азии.

Страны-члены должны учитывать этот факт и предпринять шаги, которые обеспечат адекватную оборону от этих неприятелей, например благодаря увеличению взносов в общий бюджет НАТО и оказанию давления на другие страны-члены, чтобы те увеличили оборонные бюджеты до требуемых двух процентов ВВП к 2020 году и укрепили свою боеспособность.

Необходимо проводить военные операции там, где можно вмешаться, и политику сдерживания там, где это невозможно.

Необходимо создать новую или дополнительную программу (например к «Партнерству ради мира»), которая будет поддерживаться финансами и станет заметной инициативой, направленной на тесное сотрудничество со стратегическими партнерами, прежде всего в области укрепления боеспособности и проведения совместных учений. К таким избранным партнерам, в частности, стоит отнести Швецию, Финляндию, Марокко, Египет, Иорданию, Грузию, Филиппины, Японию, Южную Корею, Австралию и Новую Зеландию.

Необходимо действовать прагматично, сосредоточиться на жесткой силе больше, чем на мягкой, но не забывать о таких основных ценностях, как защита демократии, свобод и либерализма.

Какими бы амбициозными и, возможно, нереализуемыми ни казались вышеперечисленные пункты, без ясных, конкретных и видимых шагов альянс утратит свой вес сначала вовне, а после и внутри. НАТО будет замыкаться сама в себе, пока не утратится и доверие, а без него не может существовать союза, который по-прежнему в интересах Центральной Европы. Сейчас общие интересы должны быть вновь поставлены выше частных, как во времена холодной войны, когда случались разногласия и потрясения, но всегда находилось общее решение.

Возможно, решать вопрос о членстве Турции в НАТО всем по отдельности — привлекательная перспектива, однако не это в приоритете. Сначала нужно выяснить позицию стран-членов, включая Турцию, по ключевым вопросам формирования обороны и защиты от перечисленных врагов, а также готовность им противостоять.

Франтишек Шульц — политолог и аналитик в области безопасности.