Присоединенный к договору между нацистской Германией и сталинским СССР от 23 августа 1939 года дополнительный протокол был инициирован советской стороной. Об этом нередко забывают, когда речь идет о пакте Молотова-Риббентропа, который разделил Восточную Европу на сферы влияния двух тоталитарных режимов и стал стартовым сигналом для развязывания Второй мировой войны.
Немало людей на постсоветском пространстве считают пакт— Молотова-Риббентропа, или фактически — пакт Гитлера-Сталина выдающимся достижением дипломатии Москвы. Еще больше тех, в восприятии которых, лучших геополитических решений можно достичь, если провести на карте мира линию раздела сфер влияния. Правда, сторонники такого подхода ссылаются не на август 1939 года, а обычно упоминают основанный в феврале 1945 года Ялтинский порядок, который для балтийцев и восточноевропейцев означал долгое заключение в социалистическом лагере.
Создание трансатлантических структур и участие в них европейских стран было не самоцелью, а вопросом выживания гражданского общества. Сегодня каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свой путь развития, но ситуация похожа на ту, что была в 1939 году, а по многим аспектам она еще хуже. Насильственно навязанные сферы влияния не имеют юридического основания, чтобы существовать, но оставленной вопреки всем своим усилиям в «серой зоне», или за пределами НАТО Грузии в 2008 году пришлось убедиться в обратном. Как и в полном бессилии главных наблюдающих за соблюдением норм международного права организаций — Совета Европы и ОБСЕ. А теперь в этом убеждается третий год отражающая российскую агрессию Украина, которой реалистичные политики Европы рекомендуют забыть о своих признанных на международном уровне границах и интегрировать созданные Кремлем «народные республики» Донбасса, чтобы стать мостом (очень знакомая нам конструкция) между Европейским союзом и Россией. Однако до сих пор находятся идеалисты, которые хотят сжечь мосты в прошлое, когда судьбу их государств решали другие.