Напряженность на границе с Газой наглядно демонстрирует ту сложную ситуацию, в которой пребывает ХАМАС два года спустя после операции «Нерушимая скала». С одной стороны, группировка ведет себя достаточно осторожно, опасаясь ввязываться в противостояние с Израилем. С другой стороны, внутреннее положение ХАМАС довольно проблематично по ряду параметров, и именно это может подтолкнуть его к масштабному столкновению с Израилем, чтобы укрепить свои позиции.
На данный момент ХАМАС не заинтересован в эскалации насилия. Летняя операция 2014 года, самая сложная для группировки за всю историю противостояния с Израилем, продолжает оставаться сдерживающим фактором. Факты подтверждают это предположение. С начала 2016 года в направлении Израиля были выпущены всего 15 ракет. В 2015 году из Газы были выпущены 25 ракет. За два года, с момента окончания операции «Нерушимая скала», боевики выпустили всего 41 ракету. Речь идет о самом спокойном периоде на юге страны за целое десятилетие.
Еще одна причина, по которой ХАМАС не заинтересован в эскалации, — октябрьские выборы в органы местного самоуправления в Газе и на Западном берегу, полагает Омер Достери. Недавно группировка начала предвыборную кампанию, напоминающую израильские избирательные кампании. Сектор Газы изображается раем на земле. ХАМАС приписывает себе все заслуги в восстановлении сектора после военного противостояния. Любой конфликт с Израилем в нынешний период станет доказательством утверждений соперников из ФАТХа, что именно ХАМАС несет ответственность за многочисленные жертвы последеней войны и разрушение сектора.
К этому следует добавить, что ХАМАС пребывает в международной изоляции, которой он не знал с момента захвата власти в секторе Газа в 2006 году. Связи с Ираном пострадали в результате гражданской войны в Сирии. Сама Сирия лежит в руинах. Египет считает ХАМАС своим заклятым врагом. Саудовская Аравия предпочитает оказывать поддержку палестинской администрации в Рамалле. Это не позволяет ХАМАС обеспечить жителей сектора всем необходимым. Арабские страны, пообещавшие помочь с восстановлением Газы после войны 2014 года, не спешат переводить деньги на эти цели.
В сложившейся ситуации Израиль должен действовать взвешенно и хладнокровно. На Ближнем Востоке выбор никогда не лежит между хорошим и плохим. Выбор здесь делается между плохим и очень плохим. Требуется стратегическое маневрирование. Армия ведет интенсивную разработку подземной стены, которая нейтрализует единственное стратегическое оружие, оставшееся у ХАМАС. Речь, разумеется, идет о диверсионных тоннелях. До тех пор, пока не будет завершена разработка и установка новой системы, Израиль должен немедленно и остро реагировать на любую провокацию.