Договор о торговле оружием (ДТО) в конце 2014 года подписали 130 государств. Он призван предотвратить незаконный оборот вооружения, а также продажу его тем, кто может совершить военные преступления или нарушить права человека. Все страны, ратифицировавшие этот договор ООН (всего их 80 из 130), обязаны каждый год предоставлять подробный отчет об обороте оружия. Тем не менее, почти треть стран к открытию конференции не отчитались. А Молдова и Словакия и вовсе отказались обнародовать свои данные. Эффективен ли этот договор? Пришло время подвести итоги.
Международные организации выражают свое недовольство. «Мы осуждаем продажу США, Францией, Германией, Испанией, Италией и другими европейскими странами оружия государствам, входящим в коалицию под руководством Саудовской Аравии, которая ведет бои в Йемене», — цитирует Mediapart Роба Перкинса, эксперта неправительственной организации Control Arms. По его словам, в 2015 году Париж разрешил продажу вооружения Саудовской Аравии на сумму 16 миллиардов евро, но «эти винтовки, БТРы, бомбы убивают мирных жителей». Директор этой организации Анна Макдональд считает, что экспортеры, торгующие с Эр-Риядом оружием, «выражают худшие признаки лицемерия».
С осени 2014 года в Йемене продолжаются бои между постанцами-хуситами, которым оказывают поддержку сторонники экс-президента Али Абдаллаха Салеха, и силами президента Абд Раббо Мансура Хади. На стороне последнего выступает международная коалиция из десяти стран (Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Египет и т. д.)
«Вот уже несколько месяцев, как мы пытаемся привлечь внимание международного сообщества к событиям в Йемене. Преступления, совершенные международной коалицией, должны быть доведены до Международного уголовного суда», — утверждает специалист по вооружению и международному праву Аймерик Эллюин из правозащитной организации Amnesty international. По его словам, мишенью становятся больницы, школы, мечети, а для атак используется приобретенное у Франции вооружение. К примеру, ОАЭ задействовала в Йемене десятки французских танков Leclerc. Эту информацию подтвердил Стефан Майэр, глава оборонной компании Nexter Systems. Выступая во время слушаний в Нацсобрании в марте этого года, он в частности отметил, что французские танки удивили военных всего региона.
Mediapart иронизирует: дела Парижа идут хорошо. Министр обороны Жан-Ив Ле Дриан побывал в августе в Кувейте, чтобы подписать контракт на продажу 30 вертолетов на сумму более миллиарда евро. В 2015 году Катар приобрел у Парижа 24 истребителя Rafale на сумму 6,3 миллиарда евро.
Аймерик Эллюин напоминает также, что БТРы Sherpa, которые Париж продал Египту, использовались в 2013 году для разгона мирных демонстрантов. «Общественное мнение во Франции не особо реагирует на эти вопросы, поскольку власти делают очень много пиара. Каждый раз, когда президент едет в какую-нибудь страну, он сообщает, что успешно подписал крупный контракт, который позволит создать рабочие места во Франции. В сфере обороны депутаты уже давно перестали требовать от президента отчитаться», — говорит Аймерик Эллюин.
В Германии тоже любят заработать на продаже оружия, но делают это более аккуратно. «Для Германии большой стыд быть в списке самых крупных экспортеров оружия», — заявил в январе 2015 года немецкий министр экономики Зигмар Габриель. Через несколько недель после этого заявления газете Le Monde diplomatique из его же уст стало известно, что экспорт немецкого вооружения с 2014 по 2015 год увеличился вдвое и достиг восьми миллиардов евро.
Эксперты прогнозируют, что с увеличением конфликтных зон в мире объемы продаваемого оружия могут достичь стоимости сто миллиардов евро.