26 августа 2008 года Российская Федерация признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Грузия в ответ разорвала дипломатические отношения с Россией и объявила эти территории оккупированными. Похожий сценарий в конечном счете был применен к Крыму и, в особенности, к Донбассу в 2014 году.
Об исторических параллелях с разницей в 8 лет ведущий Радио Крым.Реалии Виталий Портников беседует с бывшим послом Грузии на Украине, президентом Ассоциации налогоплательщиков Украины Григолом Катамадзе.
«Крым.Реалии»: Как вы думаете, почему России в 2008 году, по сути, удалось добиться своего и отколоть от Грузии Абхазию и Южную Осетию?
Григол Катамадзе: В Абхазии и Южной Осетии российские спецслужбы нашли болевые точки и ударили по ним. Конечно, Грузия того времени клюнула на этот крючок, и мы имеем то, что имеем. Но, что бы ни говорили российские политики, конфликт между Грузией и двумя этими автономиями никогда не был этническим. Есть только российско-грузинский конфликт, межгосударственный. Причем он назревал еще с апреля 2008 года, и ни Евросоюз, ни НАТО не пошли дальше деклараций, так что в этом есть еще и их ответственность. Безусловно, и Грузия совершила ошибки со своей стороны, позволив России растянуть этот конфликт на много лет.
— Надо понимать, что фактически противостояние между Грузией и Россией начался не в 2008 году, а 1989-м, когда советские войска, что тут говорить, дали нам по зубам. Несмотря на провозглашенную перестройку, грузины, поддержавшие лозунги Михаила Горбачева на практике, оказались врагами СССР. Главный элемент и этого конфликта, и того, что случилось в Крыму и на Донбассе — Россия. Могут ли эти разногласия исчерпаться, пока она существует в таком виде, как сейчас и как 20 лет назад? Это риторический вопрос.
— На Украине многие говорят о том, что нужно прилагать все дипломатические усилия, для того чтобы достичь мира на Донбассе, чтобы вернуть Крым. Вы в это верите?
— Я думаю, что одна Украина эту проблему не решит. Часто говорят о миротворческой миссии на Донбассе, но разве это действенно? Мы уже видели «миротворцев от СНГ» в Абхазии и Южной Осетии — это были россияне. Конечно, это могут быть миротворцы ООН, но та же Россия заблокирует подобное решение, благодаря праву вето в Совете безопасности. Россия ставит своих соседей в такую ситуацию, когда ни военными методами невозможно ничего решить, ни дипломатическими. Я не могу подсказать действенный рецепт — я просто знаю, что нужно строить успешную страну, несмотря ни на что, и показать тем, кто зависит от агрессора, кто живет на оккупированных территориях, что альтернатива возможна, что не все могут подмять под себя российские танки.