«Белый тигр» — это номинированный на «Оскара» фильм о человеке, который умеет слышать и говорить с танками. Этому фильму вполне могли подойти и другие названия — «Заклинатель танков», «Моби Танк», «Танковый бог», «Кошмар на улице танков».
Этот фильм 2012 года понравится не только любителям танков, но и всем тем, кого привлекают странные фильмы с размеренным и неторопливо развивающимся сюжетом и огромным бюджетом, в которых война рассматривается с мистических и чисто русских позиций.
Что касается сюжета «Белого тигра», все начинается в 1943 году. Зрителям показывают длинную и мастерски снятую сцену того, как русские солдаты устало разбирают обломки разбитого бронетанкового отряда.
Внутри обгоревшего танка они находят солдата с сильнейшими ожогами, который, однако, еще жив. Медсестра госпиталя почти ставит на нем крест, но солдат чудесным образом быстро идет на поправку и полностью выздоравливает, проведя в госпитале всего две недели.
Он не помнит ни своего имени, ни своей семьи. Он знает только одно: он — танкист. Хотя этот человек явно не в себе, его отправляют обратно на фронт. «Чтобы пушку в танке заряжать, память не нужна», —говорит офицер.
В госпитале этому человеку дают новое имя — Найденов.
Найденов подтверждает то, о чем сообщают советские и немецкие бойцы: о мистическом танке «Тигр», выкрашенном в белый цвет, который неожиданно появляется и так же неожиданно исчезает, успевая уничтожить десятки советских танков, которые оказываются у него на пути.
Скептически настроенный офицер разведки майор Федотов создает экипаж, куда входят Найденов и еще два бойца, дает им улучшенный танк Т-34-85 и поручает найти и уничтожить «Белого тигра».
С этого момента количество странностей в «Белом тигре» начинает расти. Найденов убежден, что он может разговаривать с духами уничтоженных танков — он даже поклоняется некоему «танковому богу». По его словам, у «Белого тигра» нет экипажа, потому что это танк-призрак, который уничтожает врагов с нечеловеческой точностью.
Несмотря на то, что это фильм о гигантских боевых машинах, стреляющих друг в друга из огромных пушек, в «Белом тигре» множество длинных пауз, неподвижности и тишины. Первая битва в фильме происходит спустя целых полчаса после его начала.
Работа операторов фильма вне всяких похвал. Действие «Белого тигра» разворачивается в девственном сосновом лесу, испещренном шрамами войны. Кроме того в фильме звучит музыка Вагнера — и это не «Полет Валькирий».
Создатели фильма не пытаются воссоздать события, разворачивавшиеся на Восточном фронте — в фильме нет ни одного эпизода, в котором люди получали бы ранения. Однако действие фильма окутано атмосферой человеческих страданий, на которые главные герои смотрят пустыми, омертвевшими глазами. Кажется, что война сделала из людей машины, похожие не те, которыми они управляют.
Во втором акте «Белого тигра» возникает напряженная атмосфера фильма ужасов: Найденов преследует Тигра, а майор Федотов обнаруживает доказательства сверхъестественной природы этого немецкого танка. Когда Белый тигр появляется из тумана, чтобы разгромить советский танковый отряд, внезапно исчезая и возникая снова, его непрекращающиеся удары очень напоминают удары серийных убийц из кровавых триллеров.
В съемках фильма были задействованы настоящие танки — никакой компьютерной графики — и режиссер, очевидно, относился к ним, как к полноправным персонажам, и неважно, какие это танки — живые и готовые к бою или сгоревшие и мертвые. Роль Белого тигра исполнил модифицированный танк ИС-2.
Финальное столкновение Белого тигра и Т-34 Найденова можно назвать не менее захватывающим, чем лучшие батальные сцены в западном кино, и в нем была очень увлекательная сцена преследования, разворачивавшаяся на улицах небольшого провинциального города.
К сожалению, следующие полчаса в фильме подробно рассказывается о событиях, не имеющих к основному сюжету почти никакого отношения. Зрители видят униженных немецких офицеров, изо всех сил пытающихся полакомиться клубникой со сливками. А еще нам показывают Гитлера, который пытается оправдать свои военные преступления.
Хотя некоторые из этих сцен являются своеобразным подкреплением основных тем фильма, их неспешность слишком сильно разбавляет атмосферу напряженности.
Мистицизм фильма «Белый тигр» уходит своими корнями в исторический опыт России и передает совершенно определенную мысль.
Сотни километров между Германией и российскими Уральскими горами — это по большей части открытое и плоское пространство, где главная роль принадлежит танкам. Немецкие танки почти уничтожили Россию, а русские танки спасли ее.
Танки «Тигр» и Т-34 являются национальными символами Германии и России. Поп-культура сделала из «Тигра» символ результатов труда талантливых немецких разработчиков: это мощный и эффективный танк, обладающий такой броней, которую не под силу пробить большинству танков союзников, и 88-миллиметровой пушкой, которая без труда может уничтожить противника.
В реальности «Тигр» был слишком сложным и дорогостоящим в производстве, он часто ломался, и к 1944 году у него уже появились не менее мощные противники — танки «Иосиф Сталин» и американские М-26. Однако это не смогло повредить репутации «Тигра».
Танки Т-34 прославились тем, что они были прочными, надежными, неудобными для экипажей. И их было очень много: у Советского Союза было 80 тысяч танков Т-34 в сравнении с 1 347 «Тиграми» у Германии. Кроме того, Т-34 во многом превосходил первые немецкие танки. Хотя позже он утратил свое технологическое превосходство, он успешно справлялся со своими миссиями до конца Второй мировой войны и даже в Корейской войне.
Таким образом, «Тигр» и Т-34 стали бессмертными метафорами немецкого и русского народов, обреченными на вечную борьбу. Танковый бог, которому поклоняется Найденов, является воплощением механизированных армий, разоривших огромные участки Восточной Европы и оставивших после себя сожженные руины.
Обсуждая странные религиозные предпочтения Найденова, два русских офицера вспоминают бога, дьявола, коммунизм и даже дарвинизм и наконец приходят к выводу, что танковый бог воплощает собой идею выживания наиболее приспособленных.
Речь Гитлера в финале фильма еще больше усиливает эту тему. «Мы просто нашли мужество осуществить то, о чем мечтала Европа! — говорит Гитлер. — Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке, этого кентавра, дикого и чужого Европе».
«Война — естественное, обыденное дело. Война идет всегда и повсюду», — заключает он.
Эта речь Гитлера перекликается со стереотипической покорностью русских перед историей: за свою многовековую историю иностранных вторжений русские успели усвоить, что война действительно никогда не кончается. Немецкий «Тигр» — или, возможно, весь Запад — всегда будет прятаться в лесу в ожидании удобной возможности для нападения.
«Он ждет, — предупреждает Найденов. — Он готов ждать 20 лет, 50, 100, но он обязательно появится вновь и нанесет удар… Вы знаете, что нужно делать».