Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе появились первые официальные фото и видео самолета Т-50, российского ответа на американский F-35. Пока немного известно о возможностях нового самолета-«стелс», но одно очевидно — мы должны пристально следить за ним. Учитывая список стран, закупающих российское оружие, вполне возможно, что встреча «стелсов» в верхах произойдет именно в ближневосточном регионе.

На этой неделе появились первые фото и видео самолета Т-50, российского ответа на американский F-35, недавно закупленный, в том числе, Израилем. Пока немного известно о возможностях нового самолета-«стелс», но одно очевидно — мы должны пристально следить за ним. Учитывая список стран, закупающих российское оружие, вполне возможно, что встреча «стелсов» в верхах произойдет именно в ближневосточном регионе.

На этой неделе министерство обороны России опубликовало первые снимки российского самолета пятого поколения «Сухой Т-50». Ко дню российской авиации был сделан качественный видеоролик, в котором можно и другие достижения индустрии — Су-35, МиГ-29КУБ и другие истребители, вертолеты и бомбардировщики, выполняющие фигуры высшего пилотажа в рамках рекламной акции. Но наибольшее внимание привлек, конечно, «русский стелс», который, в отличие от американского, был практически неизвестен публике.



Фотографий «Сухого» пятого поколения довольно мало, и с уверенностью о нем можно утверждать только две вещи. Во-первых, он действительно выглядит как самолет пятого поколения. Во-вторых, у него есть два вида маскировочной окраски. В отличие от своих американских коллег, русские предпочитают не особенно распространяться о своем новом самолете. Но это лишь еще больше возбуждает любопытство, особенно у нас, израильтян, ведь, возможно, в будущем мы увидим, как этот самолет сражается с израильской авиацией.

На прицеле — американцы

Большая часть имеющейся информации о Т-50 поступала из неофициальных источников (по поводу некоторых из них утверждается, что это намеренная утечка сведений, осуществленная американскими конкурентами и спецслужбами). Согласно этой информации, максимальная скорость этого самолета достигает 2000 километров в час, а дальность полета без дозаправки превышает 5000 километров. В России утверждают, что самолет может нести до семи тонн оружия, в том числе, ракеты класса «воздух-воздух» и разнообразные «умные» бомбы.

Высокопоставленный офицер российских ВВС сказал в интервью сайту «Спутник», что российский самолет ни в чем не уступает американским аналогам в плане авионики, компьютерных систем и радарных возможностей. Он отметил, что их радар превосходит американский и позволяет заметить самолет-стелс на вдвое большем расстоянии. По некоторым сведениям, Т-50 в состоянии самостоятельно собирать разведданные и передавать их другим самолетам, и даже вести в воздухе «кибернетическую войну». Такими же способностями обладает американский F-35.

Американские и европейские источники утверждают, что технологический скачок не так велик, как утверждают в России. По этим данным, двигатель представляет собой всего лишь модернизацию двигателя Су-35, и возможности уклоняться от радаров у Т-50 уступают возможностям американского самолета. Американские источники утверждают, что по индексу «обнаружение объекта радаром» российский самолет представляет собой объект размером 0,3- 0,5 квадратных метров. Для сравнения, этот показатель у F-22 составляет 0,0001, а у F-35 — 0,001.

В отношении цены тоже есть любопытное противоречие. F-22 сейчас стоит 140 миллионов долларов, а до недавнего времени стоил 170 миллионов долларов. Цена F-35 сначала составляла 150 миллионов долларов, а сейчас стала ниже 100 миллионов долларов. По данным российских источников, Т-50 будет стоить не дороже 50 миллионов долларов, и это несмотря на то, что создание с нуля высокотехнологичного самолета — дорогое удовольствие. Но следует помнить, что это неофициальная информация, и что обе стороны преследуют свои интересы.

Высокопоставленный исследователь Таль Инбар (טל ענבר), глава центра исследований космоса и беспилотных летательных аппаратов «Фишер», провел сравнительный анализ самолетов пятого поколения. Он подчеркнул, что технология «стелс» — это лишь один из параметров, определяющих пятое поколение самолетов. «У этих самолетов самые совершенные двигатели, и они умеют самостоятельно собирать разведданные. Самолет оснащен мощнейшими компьютерными системами, и все это собрано воедино. Нельзя просто улучшить старый самолет. Несмотря на модернизацию и усовершенствование, он не станет самолетом пятого поколения. В лучшем случае это будет поколение “четыре плюс”. А Россия изначально назвала Т-50 самолетом пятого поколения», — сказал он.

Инбар добавил: «Двигатели “Сухого” известны и усовершенствованы. Самолет действительно похож на пятое поколение. Мы не знаем его возможностей, но достижения русских в области аэронавтики хорошо известны уже более полувека. Мы ничего не знаем о качестве материалов самолета и о его электронных системах, но мы знаем, что россияне отставали от американцев в области электроники. Они хороши, но не настолько».

Кто просил «стелс», но не получил

Инбар говорит, что имеющиеся данные не позволяют оценить реальные качества Т-50. При этом он подчеркнул: «Это настоящий проект, а не просто технологический образец, не пошедший в серийное производство».

Похоже, что главная проблема этого самолета, как и в других областях — нехватка денежных средств. По состоянию на сегодня есть пять прототипов, готовых к полетам, но испытания самолета часто откладывались. Серийное производство должно было стартовать в 2015 году, но теперь начало перенесено на 2017 год, и это не окончательная дата.

В апреле Инбар участвовал в международной конференции по авиации. В своем выступлении он, в частности, сказал: «Один из вопросов — действительно ли никто, кроме США, не создал среду для самолета пятого поколения. Доминирование США не безраздельно. Другие страны способны создавать такие самолеты». Россия входит в число этих стран. На той же конференции Инбар сказал, что F-35 необходим Израилю: «В какой-то момент мы увидим на Ближнем Востоке самолеты пятого поколения. Это лишь вопрос времени. Американская монополия не будет вечной, и следует помнить об этом. США однажды тоже могут встретиться с чужими самолетами пятого поколения. Эту задачу следует решать и оперативно, и на уровне концепции».

Нам Инбар сказал: «Возможно, производство начнется не завтра, но не следует забывать, что Россия продает оружие. Поэтому однажды Израиль может оказаться не единственной страной региона с самолетами пятого поколения». И что тогда произойдет? Никто не берется делать ставки. «F-35 уже летает, и есть первые оперативные данные, которых нет о Т-50», — сказал Инбар. По поводу заявлений представителей компании Loсkheed Martin о том, что их самолет может справиться с российским, он сказал: «Понятно, что они будут говорить именно так. В то же время сегодня F-35 — самый совершенный самолет в мире».

А что будет через десять лет? «Вот через десять лет и поговорим. Через десять лет самолеты-стелс появятся у стран, разрабатывающих их — у Китая, Индии, Кореи, Турции и Швеции. Многие производители из разных стран работают над этим. Конечно, возможности у всех разные», — отметил он.