В последнее время в связи с резким потеплением отношений России и Турции в социальных сетях Армении неизвестно почему снова стало темой обсуждений возможное открытие армяно-турецкой границы. Говорится, что якобы Россия убедит Турцию пойти на такой шаг, исходя, в первую очередь, из своих интересов. Если Турция заявляет о желании вступить в ЕАЭС, но не имеет возможности сделать это, то пусть хотя бы откроет границу с Арменией, членом ЕАЭС.
Это, конечно, глупо. Ничего подобного никогда не произойдет. Но если даже теоретически предположить, что граница откроется, нужно ли это Армении?
В быстро меняющемся мире сейчас формируется совершенно новая конкурентная атмосфера, в которой вопрос одоления соперника решается не путем его изоляции, а экономической экспансией и достижением более высоких темпов развития. А обладает ли Армения рецептом преодоления угроз экономической экспансии Турции в этой новой конкурентной атмосфере?
С уверенностью можно утверждать, что нет, так как в общественном дискурсе всегда опускается значение двух основных факторов — государственное мышление и вытекающее из этого государственное осознание национального интереса, исходной точкой которых является конкурентоспособность нации и государства.
С этой точки зрения второстепенным, последним по значимости становится вопрос открытой или закрытой границы, потому что и в первом, и во втором случае турецкие товары ввозились и будут ввозиться на армянский рынок.
А задавался ли кто-нибудь вопросом, что будет делать Армения после открытия границы? Будет вынуждена беспрекословно сдаться Турции, будучи поглощенной ее экономикой?
В действительности, дело в наличии необходимых расчетов для противостояния существующим угрозам, в наличии вытекающих из этих расчетов законодательных поправках, в осуществлении важных и необходимых реформ в отдельных сферах государственного управления — безопасности, полиции, таможенной службе и так далее. И самое главное, вопрос в необходимости разработать новую политику, обеспечивающую экономическую безопасность в открытой, интегрирующейся системе Армении.
Сторонники открытия границы с Турцией, конечно, перед собой таких вопросов не ставят. Но что говорят политические деятели, занятые пустыми разговорами об этих угрозах, вытекающих со стороны Турции. Обладают ли они конкретными решениями? Судя по поднимаемым ими вопросам, нет.
Основная задача в том, чтобы наполнить смыслом бессмысленные споры об открытии—не открытии границы, о четком определении картины возможностей и слабых мест Армении и Турции, и конечно, об оздоровлении государственного организма Армении, о необходимости искать новые возможности повышения ее иммунитета.
А всем тем, кто придерживается противоположного мнения и, впадая в крайности, восхищается или впадает в панику, предлагаем ответить на очень простой, даже тривиальный вопрос — могут ли они упомянуть хоть один случай в многовековой истории кровавых и сложных армяно-турецких взаимоотношений, когда армяне проиграли туркам на поле экономической конкуренции?