Аньезе Гондже Бояджиу (Anjezë Gonxhe Bojaxhio) появилась на свет в 1910 году в Скопье, нынешнем столице Македонии. Тогда Македония входила в находящуюся в упадке Османскую империю, а Скопье был нищим городом с населением в 30 тысяч человек, в основном косовских албанцев, к которым принадлежали и родители Матери Терезы.
Юная Аньезе мечтала о большем, нежели жизнь в Скопье. Все свои годы она была истовой христианкой, а сегодня удостоилась высшей чести: Ватикан причислил ее к лику святых.
Канонизация произошла через 19 лет после ее смерти в 1997 году, и по меркам католической церкви это исключительно быстро. Канонизацию можно считать ясным знаком признания церковью ее заслуг в деле помощи бедным.
Путь к святости начался в 1929 году, когда Аньезе Бояджиу отправилась в Ирландию, где стала монахиней и обучилась на миссионера. Год спустя ее послали в Индию — в Дарджилинг в Гималаях. Там она преподавала в школе Святой Терезы.
Принимая постриг, она взяла имя в честь Терезы из Лизье (Thérèse de Lisieux), святой покровительницы миссионеров. В монастыре была еще одна монахиня по имени Тереза (Thérèse), так что Мать Тереза выбрала упрощенное написание на испанский манер — Teresa.
Откровение в Калькутте
Но свое призвание она нашла лишь в 1946 году. Это произошло во время посещения индийского города Калькутты, где ей довелось наблюдать крайнюю нищету.
Помощь бедным стала делом жизни Матери Терезы.
В 1950 году она с разрешения Ватикана основала «Миссионеров любви» — особый христианский орден, который сначала сосредоточил внимание на Калькутте, но быстро вырос и распространился на всю Индию, а после и на весь мир. По мере того как движение ширилось, росла и международная слава Матери Терезы, в том числе и на Западе.
В 1975 году она попала на обложку журнала Time, который назвал ее «живой святой». Через четыре года она за свою работу во благо бедных удостоилась высшей светской награды — Нобелевской премии мира. Когда ей сообщили об этом, она была само смирение:
«Я не достойна», — сказала она.
К тому времени «Миссионеры любви» превратились в глобальное движение, объединяющее две тысячи монахинь и 120 тысяч помощников в 20 центрах.
Рост критики
Со славой и быстрым ростом ее организации проявилось и недовольство. Не все согласны, что Мать Тереза была святой. Один из самых известных критиков — индийский врач Аруп Чаттерджи (Aroup Chatterje).
Он сам вырос в Калькутте, и многие десятилетия он жестко критиковал деятельность Матери Терезы. В книге «Мать Тереза: окончательный вердикт» (Mother Teresa: The Final Verdict), 2003 год, он описывает, как в ее клиниках детей привязывали к кроватям, а умирающим пациентам не давали ничего, кроме аспирина, чтобы уменьшить боль — поскольку боль, по мнению Матери Терезы, была частью божественного замысла.
Чаттерджи сообщает, что Мать Тереза позволяла повторно использовать иглы для вакцинаций, и во многих ее клиниках царила крайняя антисанитария.
Другим открытым критиком был ныне покойный британский журналист и писатель Кристофер Хитченс (Christopher Hitchens). В документальном фильме «Ангел ада» (Hell’s Angel) он называл ее фанатичкой, которая не боролась с бедностью, а считала ее посланным богом жизненным путем.
«Мать Тереза не была другом бедных. Она была другом бедности. По ее словам, страдания — это дар Божий, и она положила жизнь на борьбу с единственно возможным средством против бедности, а именно освобождением женщин от принудительного размножения», — написал Хитченс в статье в 2003 году, ссылаясь на тот факт, что Мать Тереза всю жизнь высказывалась против права женщины на аборт.
В знаменитом интервью 1985 года она назвала аборт «величайшей угрозой миру во всем мире».
«Сегодня аборт — это величайший разрушитель мира, потому что он уничтожает жизнь ребенка, а также многие годы ломает материнскую совесть, ведь она сознает, что убила свое дитя».
Была и другая критика в адрес Матери Терезы. В 1994 году исключительно уважаемый британский медицинский журнал The Lancet напечатал весьма негативную статью о больницах ее организации. А индийские политики осуждали Мать Терезу за то, что она заставляла умирающих пациентов принимать христианство.
Но Ватикан не прислушался к этим обвинениям. На церемонии канонизации Папа Римский Франциск описал Терезу как «щедрого дарителя милости Божией» и призвал тысячи слушателей следовать ее священному примеру.