Отношения России и США могут резко ухудшиться при новом американском президенте. Это прогнозируют американские эксперты после сообщений в прессе о том, что Москва пытается вмешаться в процесс выборов президента страны.
В начале этой недели газета The Washington Post вышла со статьей, в которой со ссылкой на неназванные источники в американских государственных структурах утверждается: глава американской разведки Джеймс Клаппер руководит специальным расследованием деятельности российских спецслужб, якобы пытающихся вмешаться в американский избирательный процесс. Никаких конкретных сведений о возможных российских операциях в США собеседники газеты не привели, но они говорят, что серия взломов компьютерных сетей Национального комитета Демократической партии, и особенно, избирательных советов Иллинойса и Аризоны, следы которых ведут в Россию, дала поводы для сомнений в безопасности систем голосования. «Ключ к нашей демократии, — как объясняет один из собеседников The Washington Post, — это вера людей в нашу избирательную систему». Иными словами, в Вашингтоне подозревают, что, действуя руками хакеров, Кремль, ни много ни мало, пытается нанести удар по сердцевине американской политической системы.
На взгляд Стивена Бланка, сотрудника Американского внешнеполитического совета в Вашингтоне, бывшего профессора Военного колледжа сухопутных сил США, контуры и цели российской операции против Соединенных Штатов совершенно очевидны:
— Я бы сказал, Кремль преследует три цели. Во-первых, в Кремле хотят победы Трампа. Во-вторых, они хотят дискредитировать американский избирательный процесс, доказать своим собственным гражданам, что американская демократия подвержена коррупции, что она слаба, и в-третьих — это сбор разведывательной информации, включая информацию об американских избирателях и американских элитах. На мой взгляд, очевидно, что одним из инструментов этой операции является сайт Wikileaks. Если Джулиан Ассанж не является российским агентом, цель которого в данный момент — подрыв позиций Хиллари Клинтон, я буду сильно удивлен. Wikileaks не атакует республиканцев. Ассанж, отмечает газета The New York Times, отказывается критиковать Россию, не говорит ничего негативного о ней. Его цель, как он, по сути, признается, — дискредитация американского правительства.
— Не играет ли Вашингтон сейчас на руку Путину, постоянно повторяя о том, что действия Кремля представляют угрозу американской демократии? В конце концов, речь идет об отдельных кибератаках, специалисты настаивают на том, что система подсчета голосов избирателей вполне надежна.
— Почему, на мой взгляд, такая реакция оправданна? Потому, что за подобной деятельностью стоят российские власти. Потому, что это лишь часть кремлевской глобальной стратегии, направленной на манипулирование и подрыв демократических институций как в странах — соседях России, так и в западноевропейских странах. Москва пытается подкупить европейских политиков, она ведет, как выясняется, обширнейшие кибероперации в США, взламывая компьютеры ведущих американских газет, некоммерческих исследовательских центров. Москва занимается этим настойчиво, целенаправленно, в течение многих лет. Она ведет долговременную игру. И на такое поведение должен быть дан однозначный ответ. Прежде всего необходимо публично разоблачить эти российские операции, чего президент Обама по разным причинам не хочет делать. Затем — предпринять меры, которые заставят Москву осознать, что продолжение таких атак пагубно для нее самой.
Я не знаю, что конкретно могут предпринять американские спецслужбы, но опыт свидетельствует, что пока Кремль не столкнется с жесткими ответными мерами, которые превосходят по масштабам его собственные действия, он не остановится. Речь, естественно, не идет о военных операциях. Но я полагаю, что США могут, действуя в киберпространстве, заставить Кремль заплатить за свои действия непомерную для него цену. Надо сказать, что русские ведут крайне опасную игру, потому что если Клинтон победит на выборах, то она не простит им этого. И я полагаю, что жесткая позиция в отношении Москвы со стороны следующего президента США оздоровит двусторонние отношения. Когда в Кремле поймут, что им не сойдут с рук их провокационные действия, то они с большей готовностью пойдут на переговоры с целью решения реальных проблем.