Если Москва решится на полномасштабное вторжение, у Украины (при поддержке ее союзников) есть очень хороший шанс нанести стратегическое поражение российским войскам и сохранить свою территорию. Такое предположение в интервью Крым.Реалии сделал полковник армии США в отставке с более чем тридцатилетним опытом работы в качестве боевого офицера, военного аналитика, стратега и регионального специалиста по России, Евразии и Ближнему Востоку Джилберто Вильяэрмоса.
По мнению Джилберто, если Москва решится на подобное вторжение, оно будет осуществляться под контролем Западной группировки войск — одной из четырех стратегических группировок, созданных в 2008 году в рамках реформы российских вооруженных сил. Именно тогда Москва создала Западную группу войск, ответственную за все военные операции против НАТО; Восточную — для выполнения операций против Китая и Дальнего Востока; Южную — против Кавказа и Центральной Азии, и Центральную — в качестве стратегического резерва российских вооруженных сил.
Западная группировка располагает двумя уровнями штабов, и уже использовала в военных операциях в Украине как обычные, так и нетрадиционные виды вооружений. К необычным относятся, к примеру, воздушно-десантные дивизии и в воздушно-десантный полк, а также бригады и полк сил специального назначения. Именно эти силы использовались в самом начале войны для того, чтобы посеять нестабильность на Восточной Украине, а также проводить разведку стратегических целей в регионе. Эти же силы, известные как «маленькие зеленые человечки», проводили операцию по вторжению и аннексии Крыма. Что касается регулярных сил, то, по словам американского полковника, на момент вторжения в Украину они состояли из танковой и мотострелковой дивизий при поддержке механизированных и броневых бригад, а также получали подкрепление от группировки Центрального командования.
Американский полковник предполагает, что в случае новой интервенции последуют операции по захвату Харькова, Донецка и Мариуполя, тогда как «нетрадиционные» силы, то есть спецназ, выдвинутся против Одессы.
«Силы специального назначения будут играть ведущую роль. Скорее всего, им поставят задачу захватить аэропорт, а также ключевые здания и центры связи. Это повлечет за собой использование, по крайней мере, одной полноценной бригады. Спецназу будут помогать воздушно-десантные войска. В то же время, весьма вероятно, что в Одессе может иметь место десантная операция с высадкой бригады российской морской пехоты», — предполагает Джилберто.
По мнению Джилберто, в качестве целей своей военной авантюры Путин рассчитывает, во-первых, на реинкорпорацию большого количества россиян обратно на родину.
«С населением в 140 миллионов человек Россия на сегодняшний день по-прежнему не может восстановиться после демографической катастрофы, возникшей после распада Советского Союза. Население сокращается примерно на два миллиона в год. Аннексия восточной Украины может принести от 15 до 20 миллионов славян (включая этнических русских) что, по крайней мере временно, помогло бы России справиться с демографической катастрофой», — отмечает он.
Кроме этого, в числе целей Путина американец называл обширные пшеничные поля Украины, которых может хватить не только для удовлетворения внутренних потребностей России, но и для экспорта зерна за рубеж.
«Кроме того, в этом случае Москва получит полный контроль над газо— и нефтепроводами, идущими в Европу, а главное — добьется создания стабильной и подконтрольной буферной зоны между НАТО и Россией, не говоря уж о славе Путина как «собирателя русских земель», — перечисляет американский полковник.
Однако Джилберто Вильяэрмоса отмечает: при реализации подобного плана российский диктатор может столкнуться с существенными рисками. По его мнению, сомнительно, что текущее состояние российских вооруженных сил позволит им добиться успеха.
«Москве придется начинать вторжение в довольно большую страну, имеющую армию не менее, чем 800 000 активных военнослужащих и 700 тысяч резервистов. Сухопутные силы России, которые будут отвечать за захват и удержание крупных украинских городов, составляют менее трехсот тысяч человек, и при этом три четверти ее состава — это служащие один год призывники. Кроме этого, российская армия находится в ослабленном состоянии, ее ресурсы ограничены, состав не полностью обучен, а сама она изобилует некомпетентностью, коррупцией и жестокостью. С точки зрения оснащения, ей не хватает беспилотных летательных аппаратов, современных снайперских винтовок, приборов ночного видения, безопасных радиосистем, и даже современных бронежилетов», — перечисляет он.
Военный эксперт напоминает: российское вторжение в Грузию в 2008 году выявило широкий спектр недостатков на всех уровнях, включая неумелое руководство на высшем уровне и отсутствие профессионального сержантского корпуса. По его словам, на сегодняшний день ни один из этих недостатков не был исправлен.
«В то время, как спецназ и военно-морские пехотинцы, скорее всего, сработают весьма профессионально, эффективность остальных частей вооруженных сил весьма сомнительна. К тому же, нельзя сбрасывать со счетов сопротивление украинского народа», — рассуждает американский аналитик.
Тем временем, по словам Джилберто, численный состав вооруженных сил Украины вырос до 250000 активных военнослужащих, разделенных на четыре группировки: Север, Юг, Запад и Восток. На данный момент около 60000 из них участвуют в военных действиях.
«Восточная группировка концентрирует силы для войны на Донбассе. Это четыре группы войск, включающие тринадцать механизированных бригад, две броневые, пять аэромобильных, семь ракетных и артиллерийских бригад и так далее. Около половины украинских войск — это контрактники (профессиональные солдаты) — это число в два с половиной раза выше, чем в российских вооруженных силах. Еще 700 тысяч резервистов доводят общий боевой потенциал Украины почти до миллиона человек», — поясняет американский полковник.
Помимо этого, как отмечает Джилберто, украинское правительство тщательно работает над вычищением пророссийских элементов из своего состава, а также из армии и спецслужб; совершенствует армию и ремонтирует военную технику, в том числе подготовив уже более пятисот танков. Тем не менее, пророссийские симпатии по-прежнему сильны в украинских службах, а также среди определенной части населения, что во многом является следствием недальновидной политики Киева.
«Кроме этого, даже при том, что крайне маловероятно прямое вмешательство США или НАТО в конфликт, Киев будет продолжать получать поддержку от Америки и Европы, включая неизбежное в случае полномасштабной интервенции летальное оружие от США. Что еще важнее, Киев получит также серьезную помощь со стороны западных разведок, которые, безусловно, заранее предупредят его и о российском вторжении, и о расположении русских войск, и о любых других действиях со стороны Москвы», — предполагает Джилберто Вильяэрмоса.
Также военный аналитик допускает возможность в этом случае участия большого числа польских, грузинских, молдавских и балтийских добровольцев на стороне Украине, а в зависимости от длительности конфликта к ним могут присоединиться даже белорусы.
«Время работает для Киева и против Москвы. Если Россия все же решится на вторжение, Украина при поддержке своих союзников имеет хорошие шансы нанести стратегическое поражение захватчикам и сохранить свои территории», — резюмирует эксперт.