Экс-народный депутат Украины, политолог Тарас Чорновил считает, что президент РФ Владимир Путин загоняет себя в угол. Такое мнение он выразил изданию «Гордон», комментируя «указ» президента непризнанного Приднестровья Евгения Шевчука «о реализации итогов республиканского референдума от 17 сентября 2006 года о признании независимости Приднестровья с ее последующим присоединением к России».
«Это российская тактика «демонстративного вызова». То есть перейти к необратимому. Это абсолютная дурость для любого политика. Путин загоняет себя в глухой угол уже не впервые. Данную ситуацию можно было держать в подвешенном состоянии много лет, и в Европе на это смотрели бы сквозь пальцы. Хочу напомнить, что в какой-то момент во время атаки России в Южной Осетии лоббистские группы Кремля добились того, что ряд европейских лидеров осуждали за агрессию не РФ, а Грузию. Но все оборвалось, когда Москва вместо поддержки местных сепаратистов прибегла к аннексии», — отметил Чорновил.
По его мнению, аннексия Крыма была такой же ошибкой Москвы, как и нынешние действия в Приднестровье.
«Такой же ход событий мог быть перспективным для России и с Крымом. Они могли контролировать его несколько лет, играясь в некую сепаратистскую республику. При этом РФ могла бы признать независимость полуострова, сотрудничать и защищать его. И мир бы мог это проглотить. Конечно, были бы осуждения и возмущения, но никаких последствий для Москвы не возникло бы. Вот и теперь РФ перешла через грань, которая не оставляет возможности для возвращения. Это то, что сейчас происходит в Приднестровье», — подчеркнул Чорновил.
Он считает, что Москва сознательно пытается разрушить системы миропорядка, установившиеся в Европе.
По его словам, Россия не отказалась бы аннексировать часть территории одной из стран Балтии.
«Москва хотела бы провернуть нечто подобное и в Прибалтике, но есть проблема — НАТО. Идти на прямой военный конфликт с Альянсом Россия не рискнет. Все, что Москва может позволить себе в Прибалтике, — это мелкие провокации. Прибегать к отчуждению территории стран-членов НАТО нельзя, поэтому РФ хочет подать демонстративный и болезненный сигнал Евросоюзу. При этом — чтобы не было привязки к территории, подконтрольной Альянсу. В данном случае лучше варианта, чем Молдова, нет», — заявил Чорновил.
Он подчеркнул, что ради восстановления контроля над Приднестровьем Кишинев не намерен отказываться от интеграции на Запад.
«Кишинев давно не контролирует Приднестровье, но имеет с ним массу коррупционных связей. Они давно научились жить вместе. Конечно, отсутствие единства государства — колоссальная проблема для Молдовы. Однако ради возвращения этих территорий Кишинев не намерен отказываться от своей внешней политики. Самое важное для Молдовы — интеграция в западный мир. Сейчас страна имеет хорошие отношения с той же Румынией, которая является членом НАТО. Можно сказать, что Румыния курирует Молдову. Действия России — это вызов данным странам и всему Альянсу», — отметил политолог.
По его мнению, группировка российских войск в Приднестровье не сможет создать серьезных проблем для Украины.
«При этом формально Москва не вмешивается на территорию страны-члена НАТО. По сути, РФ отчуждает территорию, которая неформально воспринимается как подконтрольная Альянсу. Поэтому здесь нужно говорить о вызове не Украине, а Западу. Российская группировка в Приднестровье боеспособна против маленькой Молдовы, но она не является проблемой для Украины. Если, конечно, не будет наступления агрессора на Донбассе. То есть войска РФ в Приднестровье — это угроза, опасность, дестабилизация, но ничего более», — заявил Чорновил.
Он акцентировал внимание на том, что в случае аннексии Приднестровья Россией Украина введет блокаду этого региона.
«Тем не менее, последствия будут и для Украины. Если все же будет проведена аннексия, России придется строить там реальную границу. В этот регион нужно будет направлять ресурсы и дополнительные войска. И все это можно реализовать только через территорию Украины, которая постепенно фактически блокирует эти территории. У Киева будут некие партнерские обязательства, и любой доступ закроется. Украина введет полную блокаду Приднестровья в случае его аннексии Россией. Это может стать причиной новой эскалации противостояния Киева и Москвы», — резюмировал Чорновил.
С начала 90-х годов Приднестровье остается непризнанным государством. Это произошло после того, как проживающее в регионе славянское большинство потребовало автономии от Молдовы. В 2014 году «власти» региона просили Госдуму РФ разработать закон, который позволил бы принять «государство» в состав России.
Контингент российских миротворческих сил в Приднестровье состоит из одного батальона и оперативной группы российских войск (ОГРВ), в общей сложности в регионе находятся около 1500 российских военных. Военнослужащие ОРВГ занимаются охраной складов с боеприпасами в селе Колбасна, оставшихся после распада СССР и до сих пор не вывезенных из Молдовы.
ОГРВ и миротворческий батальон укомплектовываются как приднестровскими россиянами, так и командированными из России. Молдавия не признает за ОГРВ какого-либо официального статуса и настаивает на выведении российских военных со своей территории.
В апреле 2016 года Россия заявляла, что не может вывести свое вооружение из Приднестровья из-за ситуации на Украине.
7 сентября Шевчук подписал «указ о реализации итогов республиканского референдума от 17 сентября 2006 года о признании независимости Приднестровья с ее последующим присоединением к России». Он предполагает «приведение правовой системы» непризнанного государства в соответствие с российским законодательством.