На конференцию, состоявшуюся в столице Чеченской республики Грозном (Всемирная исламская конференция, состоявшаяся в Грозном 25-27 августа — прим. пер.), не были приглашены саудовские муфтии. Россия рассматривает мусульман этой страны как угрозу национальной безопасности из-за негативного влияния течений ваххабизма и салафизма.
В последние годы российские чиновники, нацелившиеся на предотвращение экстремистских течений в своей стране, разрабатывали различные программы просвещения для российских мусульман.
В настоящее время число мусульман в России достигает 20 миллионов. Однако результатом советской политики стало невежество в мусульманской среде, что способствовало распространению идей салафизма и такфиризма после распада Советского Союза.
Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ вложили значительные средства в ислам в России: построили много мечетей, вели широкую учебную деятельность, отправляли проповедников, передавали ваххабитские книги. Множество студентов из советских республик принимало участие в этих проектах.
Русские с подозрением смотрят на растущую роль экстремистов и террористов в Западной Азии. Последние годы они стремились вытеснить салафитский и такфиритский ислам из своего общества. Такой ислам ассоциируется с националистическими сепаратистскими идеями в мусульманских регионах России. И для россиян это вопрос национальной безопасности. Поэтому конференции, подобные грозненской, служат инструментом противостояния такфиритским и салафитским идеям. А эта ситуация с Саудовской Аравией свидетельствует об уязвимости российских мусульман перед саудовскими такфиризмом и салафизмом.
Русские долгое время думали, что существует прямая зависимость между ростом экстремизма и сепаратистскими движениями на Северном Кавказе, а также есть связь между экстремистскими течениями России с ваххабитскими и салафитскими центрами в Саудовской Аравии и других арабских странах. В связи с тем, что это представляет угрозу безопасности, Москва стремится ограничить саудовское влияние на российских мусульман. Поэтому Москва стремится строить отношения с Саудовской Аравией и другими арабскими странами таким образом, чтобы не допустить конфликта и роста противоречий между странами.
Например, у России и Саудовской Аравии есть разногласия по сирийскому кризису, однако по йеменскому вопросу Москва пытается избежать конфронтации с Эр-Риядом. Как и в иранско-саудовском противостоянии, россияне ведут себя осторожно, стараясь не занимать однозначной позиции ни одной страны. Русские не хотят подпитывать суннитско-шиитский конфликт, потому что сунниты составляют большинство мусульман России, а Саудовская Аравия может использовать имеющиеся инструменты для давления на ситуацию внутри России.
Россияне не хотят роста напряженности в отношениях с Саудовской Аравией, но влияние Эр-Рияда на российских мусульман по-прежнему рассматривается как ключевая проблема безопасности для Москвы.