Экономическая сверхдержава Китай не может сравниться с Западом и Россией в сфере современного высокотехнологичного оружия. Я хочу рассмотреть передачу военных технологий Россией Китаю на примере истребителей ВВС. Это поможет лучше понять взаимоотношения между РФ и КНР.
Говорят, что китайское оружие отстает от американского на 10-20 лет. При этом Россия не предоставляла Китаю передовые вооружения и сохраняла технологический разрыв в 10-15 лет.
Китай импортирует российское вооружение еще с советских времен. Цены обычно были низкими. В 1989 году были введены санкции в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь. Таким образом, КНР зависела от России по различным причинам. При этом технологического уровня ей хватало для того, чтобы заниматься своим любимым копированием российского оружия, которое не отличалось особой продвинутостью.
Тем не менее, Россия четко сформулировала стратегию государственной безопасности и выработала программу подготовки вооружений и армии, которая будет соответствовать собственному научно-технологическому уровню. Эксперты склонны считать, что технологический уровень России несколько ниже развитых стран, однако по словам астронавта Коити Ваката (Koichi Wakata), российские космические технологии крайне отполированы и основаны на многолетнем опыте.
Китай не учитывает то, что российское оружие в первую очередь создается для россиян. Он отдает приоритет его функциям и так далее, в дальнейшем производя (копируя) его на своих заводах.
Со второй половины 1990-х годов КНР начала приобретать современное российское оружие. Например, четыре подводных лодки класса Кило, четыре ракетных катера, оснащенных крылатыми противокорабельными ракетами П-270 «Москит», 224 многоцелевых истребителя Су-27 (200 произведено по лицензии), 97 истребителей Су-30.
Су-27 — это истребитель, который сравним с американским F-15. Китай начал импортировать СУ-27 в 1992 году. В конце 1995 года был подписан контракт на производство по лицензии 200 Су-27СК («К» означает Китай) под названием J-11. В декабре 1998 года совершил первый полет самолет, произведенный по лицензии (собранный из компонентов, доставленных из России).
Тем не менее в 2004 году, когда была произведена примерно половина лицензионных самолетов, Китай неожиданно перестал приобретать компоненты. В результате лицензионный контракт был разорван. Китай оправдывает это тем, что благодаря повышению технологического уровня теперь он сам может производить эти истребители.
Подтверждением тому являются испытания проведенные в 2002 году: тогда пробный полет совершил истребитель J11B, похожий на Су-27. В 2004 году опытный образец прошел проверку в экзаменационных органах и армии, а в 2007 году он поступил на вооружение.
Подводя итог о Су-27, есть три его модификации: Су-27СК, импортировавшийся из России, J11A, который производился по лицензии, и собственный J11B.
Хотя это и называется лицензионное производство, основные компоненты поставлялись из России. Несмотря на то, что Китай сам начал производить эти компоненты, это не означает, что китайский самолет обладает теми же функциями. Для этого необходимо, чтобы основные компоненты соответствовали российскому уровню. Если Китай не способен на это, он будет вынужден зависеть от российского импорта.
Возьмем, например, двигатель российского производства АЛ-31 с регулируемым сверхзвуковым всережимным реактивным соплом. У разработанного в Китае двигателя WS10 есть много проблем: не только функциональность, но и долговечность, надежность, производительность и так далее.
По слухам, китайским пилотам не нравится летать на J11B, на которых установлены двигатели WS10, из-за сильных вибраций. Китай приобрел в России 123 двигателя АЛ-31, заявив, что они будут использоваться на других самолетах, хотя, на самом деле, они будут установлены на J11. Тем не менее этого количества недостаточно для всех J11.
После 2000 года КНР приобрела 100 многоцелевых истребителей Су-30 МКК, которые построены на базе Су-27. Они уступают истребителям Су-30МКИ («И» означает Индия), которые предназначены для индийского рынка. Это касается не только этого типа самолета; обычно Россия поставляет в Индию более продвинутую технику.
В 2011 году Китай прозондировал почву на предмет покупки истребителей СУ-35, которые являются преемником Су-30МК и которые представляют поколение 4++. Тем не менее Россия испытывает недоверие к Китаю в связи с проблемой копирования. Также в то время Россия не проявила энтузиазма, поскольку стоимость нефти, поддерживающей российскую экономику, находилась на высоком уровне.
С тех пор Китай ведет перегоны об импорте, пытаясь получить информацию о всех нюансах модернизации, проведенной на пути от Су-27 к Су-35. При этом КНР продолжает заниматься копированием, несмотря на отсталость технологий. Намерения Китая таковы: сначала импортировать четыре — семь истребителей СУ-35, провести технологическую оценку и по ее результатам увеличить объемы импорта. Россия настаивала на продаже минимум 40 готовых самолетов.
В результате аннексии Крыма в 2014 году Россия оказалась под западными экономическими санкциями. Произошел обвал нефтяных цен. Россия начала сближаться с Китаем в политическом и экономическом плане. По мнению экспертов, экспорт Су-35 в Китай — это политическое решение, на которое повлияло непреодолимое желание президента Путина. Было решено продать 24 истребителя.
В январе этого года агентство ТАСС сообщило, что самолеты Су-35С будут переданы Китаю в период с октября по декабрь. В марте сообщалось, что официальный контракт будет подписан осенью, а передача состоится в будущем году. Не заключается ли причина медлительности России в давлении со стороны сил, которые испытывают настороженность в отношении Китая? Скоро, когда истребители появятся в КНР, мы узнаем об этом.