Некий журналист однажды назвал парламент России — Госдуму — «бешеным принтером». «Принтер» — потому, что этому устройству не нужны свои мозги, оно просто печатает то, что желает «хозяин». Кто «хозяин», разумеется, несложно угадать тем, кто хотя бы минимально слышал о российской политической системе. «Бешеный» — потому, что временами принтер начинает вести себя в несоответствии с установками и наряду с нужными листами распечатывает какие-то неблагопристойные выкрутасы. Но это не проблема — такие странные распечатки можно просто выбросить в мусорную корзину или прикрепить к стене, чтобы зрители веселились и выражали возмущение.
Депутаты Госдумы России прежнего созыва выдвинули очень много странных идей, и некоторые из них относились к Латвии. К примеру, заявление двух представителей правящей партии «Единая Россия» в Генеральную прокуратуру с призывом дать оценку постановлению Государственного совета бывшего СССР о признании независимости Латвии, Литвы и Эстонии с учетом того, что оно «закрепило отторжение от СССР стратегически важной части его территории».
Различные абсурдные инициативы касались также жителей России. Например, предложение запретить на законном основании кружевное нижнее белье, призывать на обязательную военную службу всех женщин, которые не родят ребенка до 23-летнего возраста, «одеть» на 100-рублевой банкноте обнаженную статую Аполлона и т.д.
Ранее «авторское право» на такую деятельность принадлежало Владимиру Жириновскому, но в Госдуме прошлого созыва он не был самым ярким. В СМИ часто фигурировали такие депутаты, как Милонов, Федоров, Мизулина, Яровая, Пушков и другие. Благодаря странным и скандальным инициативам СМИ регулярно сообщали о них, давая тем самым понять остальным, что это самый легкий и быстрый путь к славе. О Госдуме сложилось представление, как о, мягко говоря, комедийном театре, от которого ничего серьезного ожидать не стоит. Впрочем, многие оппозиционеры Путину считают, что именно это и было целью Кремля — деградировать парламентскую демократию, сделать ее смешной в сравнении со всемогущим президентом. Но в те моменты, когда Путину была необходима поддержка парламента (к примеру, жесткие наказание за митинги, единогласное решение о включении Крыма в состав России, разрешение на использование войск за пределами государства и т.д.), нужные кнопочки нажимались без излишней клоунады.
18 сентября в России состоялись выборы в Госдуму. У «бешеного принтера» сменят чернила, и не исключено, что часть «бешенства» в этом процессе исчезнет, веселья станет меньше. Но никаких радикальных перемен не ожидается. На протяжении лет режим определил «рамки», вырваться за которые непросто. Раньше это обеспечивалось при помощи избирательной комиссии и других административных ресурсов, а также создания препятствий для оппозиционных кандидатов и манипуляций результатами голосования. По этой причине парламентские выборы 2011 года закончились основательным политическим потрясением — гражданским активистам, наиболее ярким из которых был Алексей Навальный, удалось вывести на улицы массы, опросы общественного мнения продемонстрировали беспрецедентное падение рейтинга Путина, а критиковать режим стало чуть ли ни модным занятием. Вначале последовала жесткая реакция в отношении лидеров протестов, потом — различные пиар-акции для повышения престижа, главная из которых, естественно, Олимпиада в Сочи, а затем — события на Украине и аннексия Крыма, что снова резко изменило политическую картину.
В прежней Госдуме были представлены четыре партии — «Единая Россия» (238 депутатов), Коммунистическая партия (92), «Справедливая Россия» (64) и возглавляемая Жириновским Либерально-демократическая партия (56). Первая из перечисленных партий — формально правящая, остальные три изображают оппозицию. В России слово «оппозиция» уже давно не используется, принято говорить «системная оппозиция» и «внесистемная оппозиция».
Первой разрешено участвовать в политических процессах, потому что известно, что она будет играть по правилам Кремля и проголосует так, как надо. Второй чинятся различные препятствия. Как, к сожалению, доказала судьба известного оппозиционера Бориса Немцова, ценой может быть даже жизнь.
После нынешних выборов картина может немного измениться, потому что Кремль, похоже, решил немного «ослабить гайки», оценив, что в данное время риск не такой большой. Заменено руководство Центральной избирательной комиссии, откорректирована избирательная система, которая теперь позволяет войти в парламент не только преодолевшим процентный барьер партиям, но и кандидатам из одномандатных округов.
Таким образом, в Госдуме могут появиться также отдельные прозападно настроенные политики, например, профессор Андрей Зубов, который сравнил аннексию Крыма с реализованным Гитлером захватом Судетского региона в 1938 году, и поэтому вскоре был уволен с работы в Московском Государственном университете. Однако маловероятно, что это повлияет на политику правителей России и на характер парламента. Что понадобится Кремлю, то он и будет «принтовать».