Российские избиратели 18 сентября выбрали 450 представителей в Государственной Думе, то есть в нижней палате парламента Российской Федерации. Теперь, по окончанию голосования можно сделать три основных вывода
Союз пропутинских партий затмевает парламентскую оппозицию
Президентская партия «Единая Россия» еще больше закрепляет свою гегемонию с 53% голосов и 343 депутатскими креслами. Заполучив абсолютное большинство, она подтверждает свою центральную роль как и на выборах 2003, 2007 и 2011 годов. Ее доминирующее положение перечеркивает перспективы политического плюрализма?
На первый взгляд, нет, потому что в седьмом созыве присутствует несколько фракций: ЛДПР националиста Жириновского и КПРФ набрали по 13% голосов. Однако в полной мере политический плюрализм в парламенте себя не проявит. Дело в том, что крупнейшие партии следуют линии «Единой России» и представляют собой «прокремлевскую оппозицию». К тому же, радикальные противники Путина не были допущены к участию (так обстоят дела с Навальным, который находится под подпиской о невыезде) или не преодолели 5% барьер (социал-демократы из «Яблока» и либералы из «Парнаса»). Были и признанные ЦИК факты нарушений.
В целом, Дума продолжит и дальше работать в качестве регистрационной палаты инициатив исполнительной власти в соответствии с кремлевской схемой «управляемой демократии».
Эти выборы стали проверкой способности четырех главных парламентских партий задействовать электорат. С этой точки зрения их ждала неудача: явка составила порядка 48% против 60% в 2011 году. Хотя парламентская легитимность «Единой России» подтверждена, ее электоральная легитимность сдает позиции.
Рейтинги руководящего дуэта все еще очень высоки, более 75%, по данным независимого Левада-центра. Однако рекордная неявка свидетельствует о недовольстве населения уровнем жизни. Получается, что одной только внешней политики в Сирии и модернизации вооруженных сил людям недостаточно. Экономические показатели действительно вызывают тревогу: российская экономика вот уже больше года переживает спад, а экспорт углеводородов по-прежнему приносит лишь половину тех средств, что в конце 2015 года, хотя остается главным источником кислорода для страны, которой до сих пор не удалось добиться промышленного подъема со времен распада управляемой экономики. Как бы то ни было, некоторые тенденции начинают меняться.
Инфляция вроде бы, наконец, замедляется, что смягчает давление слабого рубля на покупательную способность россиян, хотя это связано, скорее, со стабилизацией цен на нефть, а не какой-то инициативой «Единой России». Иностранные капиталы могут вновь потечь в страну на фоне восстановления биржевых показателей после достигнутого в январе исторического минимума. В любом случае, все это — лишь наверстывание упущенного. Пока страна еще очень далека от возвращения к рынку труда, который бы мог вызвать у россиян признательность к политике властей.
Низкая явка отражает и другие тенденции: предвыборная кампания была вялой из-за малого числа митингов. Связано это и с тем, что законодательная власть находится в тени исполнительной. Однако неявка может стать серьезной проблемой и на будущих президентских выборах 2018 года.
Все складывается в пользу переизбрания Путина в 2018 году
В перспективе президентских выборов 2018 года недавние парламентские сулят четвертый мандат Владимиру Путину. Его партия представляет собой хребет политической, парламентской и электоральной системы страны. Ее кандидаты заполнили все информационное пространство, вытеснив оппозицию в периферийные СМИ. Исполнительная власть задает темп во всех аспектах политической жизни в России.
Поэтому до смены власти в стране явно еще далеко…