«То, что объединяет Европу, больше того, что ее разъединяет» — под таким оптимистичным лозунгом выступал чешский премьер в Братиславе, куда 16 сентября съехались главы стран Евросоюза, чтобы понять, «есть ли жизнь после Брексита». Терроризм, штурм беженцами «европейского периметра», кризис доверия граждан — эти и другие вопросы переполнили повестку дня, не последнее место в которой заняло отношение к миграционной политике, проводимой Ангелой Меркель.
В число наиболее острых пунктов повестки внеочередного саммита в Братиславе вошло очередное отклонение Вышеградской четверкой квот на прием беженцев, а также выступление венгерского премьера, назвавшего миграционную политику ЕС «самоубийственной и наивной». Однако в глобальном масштабе наибольшее опасение лидеров вызывает тот кризис доверия, который испытывают граждане Евросоюза в отношении общеевропейской политики. Канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала ситуацию в ЕС «критической», подчеркнув, что Европе необходимо сообща бороться с терроризмом и причинами появления беженцев.
Павел Теличка: Все мы разделяем мнение, что Евросоюз является лучшим проектом для Европы. Без него невозможно гарантировать процветание, стабильность и безопасность», — поддержал коллегу хозяин саммита, премьер-министр Словакии Роберт Фицо. При этом премьер Италии Маттео Ренци выразил неудовлетворенность итогами саммита, выразив мнение, что «ЕС не продвинулся в решении миграционного кризиса». Глава венгерского правительства Виктор Орбан заявил, что единой Европе не удалось изменить «самоубийственную и наивную политику», которую она проводит по отношению к мигрантам, а единственным успехом венгерский премьер назвал решение оказать помощь Болгарии при охране турецкой границы. Сложно отрицать, что Евросоюз оказался в ситуации глубокого кризиса. Прокомментировать это «Чешское Радио» попросило чешского депутата Европарламента от движения ANO Павла Теличку.
Radio Praha: Кто же является виновником того состояния определенного раскола, который наблюдается в Европе?
— Практически все. Или, уточню: у нас, в Чехии, люди злятся на Жана-Клода Юнкера, на Мартина Шульца, однако Евросоюз остается группой стран-членов, и там, где это даже не оптимально, зачастую решение принимает сама страна. И когда политик какого-либо государства нечто заявляет, часто весь Евросоюз начинает пробуксовывать. Я считаю, что страны-члены ЕС, которые сегодня себя ведут более эгоистично, чем раньше, а их политики еще больше ориентируются исключительно на внутренние вопросы и нередко занимаются популизмом, разделяют Европейский союз больше, чем действия Еврокомиссии. Хотя я и не отрицаю, что ряд проектов Комиссии, прежде всего, в связи с миграционным кризисом, также способствовали разделению ЕС.
Европарламентарий считает, что единственным механизмом преодоления миграционного кризиса является реализация соглашений по возврату мигрантов и их тщательная проверка.
— Глава Европарламента Мартин Шульц в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung заявил, что некоторые европейские страны в ситуации острого миграционного кризиса «бросили Германию в беде». Он имел в виду, прежде всего, Венгрию, Польшу, Словакию и Чехию.
— Это канцлер Меркель бросила других в беде, потому что в один прекрасный день она объявила нечто, касающееся всего Евросоюза, даже не утруждая себя тем, чтобы явиться на саммит ЕС и сказать: «Я планирую то-то и то-то, давайте выработаем общую позицию». Пусть она бы при этом добавила: «Это — в компетенции отдельных стран, и даже если мы не договоримся, я все равно так поступлю». Однако она и этого не сделала.
— Не секрет, что в связи с позицией по беженцам Ангела Меркель практически утратила свою популярность в Чехии. Как в целом этого немецкого политика оценивает чешский европарламентарий?
— Несмотря на то что канцлер Меркель сделала ряд шагов, которые я не могу не критиковать, а с некоторыми ее взглядами как гражданин и как депутат позволю себе не согласиться, я должен сказать — хотя, возможно, слушателям это будет неприятно — это человек, являющийся лидером, не поддающийся популизму. И этот кредит доверия я бы ей предоставил. И поэтому я говорю: это — один из ключевых европейских лидеров.
Остается добавить, что лидеры ЕС договорились о создании единой электронной системы, позволяющей тщательно проверять каждое лицо, пытающееся попасть на территорию Евросоюза. Подобная система уже действует в США.