16-ого сентября во время репетиции военного парада в честь Дня независимости Армении на Площади Республики были продемонстрированы системы противовоздушной обороны, станции радиоэлектронной борьбы, а также оперативно-тактические ракетная системы «Искандер», которые армянская армия раньше никогда не демонстрировала. Хотя Военные силы РА пока не дали никак официальных комментариев, нужно предположить, что большую часть продемонстрированной военной техники составляет то вооружение, которое Армения должна была получить согласно подписанному в конце 2014 года армяно-российскому договору, стоимостью в 200 миллионов долларов, и осуществление которого задерживалось по причине препятствий, созданных российской стороной.
Судя по разновидностям современных вооружений, продемонстрированных во время репетиции, можно предположить, что акцент был поставлен на противовоздушную оборону, в том числе, на борьбу против беспилотных летающих объектов, учитывая необходимость сбалансировать оснащенность азербайджанской армии этим видом вооружения. Сейчас трудно сказать, вся ли новая приобретенная техника была продемонстрирована, или нет. Ответ на этот вопрос, возможно, можно будет получить после парада. Но апрельская четырехдневная война показала, что армянская армия нуждается в пополнении, как танкового парка, так и, в частности, противотанковых средств, учитывая, что Азербайджан продолжает приобретать самые современные модели российского производства Т90-С и системы ТОС. Восстановление баланса в этом вопросе серьезнейшая стратегическая задача. Особенно после апрельской войны противник составил прекрасное представление об армянской армии, о ее противовоздушной обороне и потенциале оперативно-тактических, ракетно-артиллерийских систем. Но решающую роль во время малых военных наземных операций, в так называемой, борьбе изнурения, получают не эти, а танковые и артиллерийские силы, как для нанесения вреда военной технике противника, так и для оказания большой поддержки живой силе. Не исключено, что Вооруженные силы Армении преподнесут сюрприз и в этом направлении.
Учитывая все это, демонстрация новой военной техники и особенно системы «Искандер» заставляет обратить внимание на одно очень важное обстоятельство: после того, как в социальных сетях и СМИ были продемонстрированы эти системы, российские источники сразу заговорили о том, что армянская армия приобрела «Искандер» не в рамках договора о кредите на 200 млн долларов. «Ведомости», ссылаясь на источники в «Рособоронэкспорте», написали, что один дивизион этой системы армянская армия приобрела в рамках ОДКБ на основе договоров о поставе военной техники. Не вызывает сомнения то, что продажа системы «Искандер» не может быть лишь военной сделкой и не может быть осуществлена без согласия Москвы. Следовательно, возникает вопрос — какую цель преследует эта информационная политика России?
По сути, российская сторона косвенно пытается дать понять армянскому обществу, что Республика Армения приобрела систему «Искандер» на свои средства и, судя по всему, раньше, чем был подписан кредитный договор на 200 миллионов долларов. Это может преследовать две пропагандистские цели. Первое, показать, что Россия выполняет свои обязательства перед Арменией и не отказывается от своих союзнических обязательств. Понятно, что это делается для обуздания получающих все большее распространение антироссийских настроений в Армении. Второе, армянская армия может использовать эти системы в случае новой карабахско-азербайджанской войны, так как они принадлежат не российской военной базе, расположенной в Армении, а именно армянской армии. Очевидно, что второй посыл, затаенный в подтексте, адресован Азербайджану. И здесь возникает второй вопрос. Почему Россия адресует этот месседж той стране, которой поставляет огромное количество военной техники и в тесном сотрудничестве с которой пыталась направить процесс урегулирования карабахского конфликта к проазербайджанскому принципу «территории в обмен на мир».
Если армянская сторона, действительно, приобрела системы «Искандер» раньше, еще до подписания кредитного армяно-российского договора, о чем постоянно говорилось на протяжении последних трех лет, то нужно предполагать, что до сих пор эти системы не демонстрировали исходя из тактических соображений и в результате договоренностей с российской стороной. Можно просто представить, как могло отразиться на «любовном романе» России и Азербайджана, тем более на авторитете Москвы, как самого влиятельного посредника в карабахском вопросе, подтверждение того, что Россия предоставила Армении такую систему. И если сейчас было решено продемонстрировать эти системы, то нужно предполагать, что поведение Армении и Азербайджана в карабахском вопросе становится проблематичным для России.
При этом, до той степени, что Москва от политики задабривания Азербайджана и настраивания Армении на определенные уступки переходит к предупреждению Азербайджана, демонстрируя поставленные Армении «Искандеры», то есть переходить к политике сдерживания Азербайджана. Нужно предполагать, что как минимум на этом этапе, по мнению Москвы, исчерпана появившаяся после апрельской войны возможность урегулировать карабахский конфликт по «российскому плану». Москва осознала, что у властей Армении нет необходимых ресурсов, чтобы идти на уступки. И для того, чтобы разочарование Азербайджана, который ожидал, что Россия окажет давление на Армению и заставит пойти на уступки, не привело к опасному решению пойти на новую военную авантюру, Москва могла быть заинтересована в рассекречивании всего военного потенциала Армении (Карабаха), чтобы сдерживая Азербайджан, предупредить его. А если это действительно так, значит и в Армении, и в России считают высокой вероятность нового военного столкновения.