В субботу началась новая глава в сирийской войне, когда американцы совершили авианалет на позиции сирийской армии, во время которого погибло более 90 военнослужащих, защищавших от джихадистов окруженный Дейризор на востоке страны. Американская сторона никак не опровергла официальное сообщение российской армии, согласно которому «международная коалиция против ИГИЛ» (запрещенного в России — прим. ред.) осуществила с иракской территории четыре авианалета, применив четыре самолета: два F16 и два A10. В то время как американские СМИ погрузились в предположения, намеренным ли был удар, или это трагическая случайность, израильское издание Haaretz (Израиль, кстати, до сих пор являлся единственной страной, которая в течение пяти лет войны напрямую наносила удары по сирийским правительственным целям) назвало американский налет «подарком для Асада».
Неудивительно, поскольку если Соединенные Штаты отвергнут версию о намеренном нападении, совершенном недовольными генералами (тем более в ситуации, когда их участие в войне в Сирии, с точки зрения международного права, незаконно), не слишком поможет и версия о «случайности». Ведь тем самым США фактически признают российский аргумент о сложности ведения войны в крайне запутанных условиях, то есть о необходимости отделить джихадистов, которых не следует трогать, от тех, которые должны быть ликвидированы. Также для США очень неблагоприятно и то, что было убито почти сто сирийских военнослужащих, воюющих с ИГИЛ, ведь таким образом Пентагон облегчил террористам, которых «решено уничтожить» и с которыми он номинально борется, путь к захвату новых позиций, точнее базы Джебель-Сарда.
Налеты вместе с отказом Пентагона сотрудничать с сирийской армией помогли ИГИЛ, но одновременно дали России и Сирии достаточно пропагандистского материала для того, чтобы поставить под сомнение «чистые помыслы» США в борьбе с ИГИЛ, а также возродили споры о плане, возможно, осуществляемом еще с 2012 года, по вытеснению сирийского правительства с востока страны, где, по замыслу Пентагона, должно появиться «салафитское княжество». Но, главное, американские налеты подняли принципиальный вопрос, зачем США вообще подписывали с Россией договоренность о совместных действиях в Сирии.
Помимо умысла и случайности, разумеется, есть и третий вариант — ложные данные о размещении отдельных сил, которые американской стороне намеренно передал кто-то из джихадистских наводчиков. Сирийские исламисты уже с трудом терпят США с их нежеланием свергать режим в Дамаске, поэтому вполне можно допустить попытку втянуть Соединенные Штаты в прямое военное столкновение с Сирией так же, как и стремление обрушить на Вашингтон международный позор.
Кстати, именно этому варианту соответствует тот факт, что авианалеты не были «запланированы заранее». Подкрепляет версию и крайне истеричная реакция американского постпреда при ООН Саманты Пауэр. В конце концов, на сторону джихадистов перешло уже множество обученных Пентагоном и ЦРУ «умеренных» террористов, и сегодня Соединенным Штатам фактически не на кого опереться в Сирии, а уж тем более не у кого проверять полученные данные. Ирония в том, что убитые сирийские солдаты вызвали в Вашингтоне намного больше извинений, чем убитые сирийские мирные жители.
Но появилось и четвертое, довольно странное объяснение этого массового убийства: сирийские солдаты, которых убила американская авиация, якобы были членами штрафного подразделения, бывшими осужденными, поэтому американцы их и «спутали с ИГИЛ»… Хорошая попытка.
Кстати, налеты на Дейризор были не самой плохой новостью с Ближнего Востока для США за последние дни, так как оказалось, что ЦРУ (вопреки политике Белого дома) совершенно сознательно вооружало «Аль-Каиду» в Сирии всем, включая ракеты. Кроме того, все более ассертивный президент Турции Реджеп Эрдоган разъяснил Соединенным Штатам, что в изгнании их солдат из Аль-Раи они виноваты сами «своим поведением», и, более того, призвал «международное сообщество», выступить против американского протеже Фетхуллаха Гюлена. Плохой новостью было также то, что в Афганистане в рамках «дружественного огня» (friendly fire) американская авиация убила восемь местных полицейских, а Вашингтон признался, что поставлял саудовцам запрещенные боеприпасы с белым фосфором для бомбардировок Йемена, а ведь последние анализы подтвердили, что целая треть из почти девяти тысяч саудовских авиаударов наносилась по гражданским целям…
Но вернемся к Сирии. Неблагоприятная ситуация там потребовала неортодоксального подхода к «ликвидации ущерба», поэтому уже в воскресенье началось «перераспределение ответственности». Сначала об участии в авианалете добровольно заявила Австралия, а после нее — Дания и Великобритания. Австралия признала участие одного своего самолета, Дания — двух истребителей F, а Великобритания пространно заявила о «самолетах-истребителях». Четверо нападавших и четыре страны, но даже эти простые подсчеты не сходятся.
Самолеты А10 используют только США, и ни Великобритания, ни Австралия не владеют и не применяют истребители F16, а датские самолеты этой модели парламент Дании позволил отправлять только в Ирак, но отнюдь не в Сирию. Тем не менее ответственность была «распределена» и оптически уменьшилась. Союзники по НАТО послушно приняла свою «квоту» убитых сирийских солдат, невзирая на то, что сирийская армия утверждает: нападавшие самолеты прилетели со стороны Идлиба в иракском Курдистане. А расположенный там аэродром использует только американская авиация.
Невзирая на эти PR-учения, после американского авиаудара Сирия вместе с Россией констатировала, что продолжение перемирия не имеет смысла — не только из-за американцев, но и из-за непрекращающихся нападений джихадистов. Вскоре сирийская и российская авиация возобновила налеты на окрестности Дейризора, стремясь вернуть себе позиции, которые ИГИЛ занял благодаря американскому удару по сирийским солдатам. На этот раз «Исламское государство» отреагировало на налеты и сбило один из сирийских самолетов.
Фактически джихадисты выразили согласие в вопросе продолжения «перемирия» с Россией и Сирией и, по крайней мере по данным российских вооруженных сил, не только не собираются делиться на «умеренных» террористов, которых опекает Запад, и «настоящих», но и все вместе готовятся к масштабному наступлению. Так что после недельного «перемирия» можно констатировать, что в Сирии осталось не так много «умеренных» джихадистов. Возможно, это те, кто борется бок о бок с турецкой армией на севере Сирии, но уж точно не те, кого до сих пор опекал Запад. Отличить «Аль-Каиду» от «наших» все сложнее, и это признает даже Запад.
То есть Соединенные Штаты в Сирии в рамках договоренности с Россией не только не сумели выполнить свои обязательства и отделить виртуальные джихадистские «зерна от плевел», но и, совершив кровавое нападение на военнослужащих, незаконно вступили непосредственно в войну против легитимного правительства Сирии, а также ненадолго помогли ИГИЛ, с которым номинально воюют (хотя изначально, пять лет назад, США начинали с борьбы «за смену режима»). С точки зрения престижа державы это крайне неблагоприятная ситуация, поэтому стартовала традиционная «гуманитарная» фаза, и эту карту западные политики и медиа-мэйнстрим начали разыгрывать еще в конце прошлой недели.
В понедельник вечером «шоу одного парня» — Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека (после пяти лет списывания у которого даже чешский мэйнстрим засомневался) со штаб-квартирой в британском Ковентри передал новости о налете на гуманитарный конвой, который вез помощь в осажденный джихадистами восточный Алеппо, и о как минимум 32 жертвах. Вскоре уничтожение гуманитарного конвоя ООН, благодаря данным от «Белых касок» Сороса, «связали» с российскими и сирийскими авианалетами на позиции джихадистов в Алеппо, и удар списали на Сирию (или Россию). США, которые заявили, что Россия и Дамаск знали трассу конвоя, получили возможность воскликнуть: «Отвратительно!» — и заявить, что договоренность с Россией необходимо «пересмотреть».
Тем не менее к 12 часам дня во вторник, когда «дым немного рассеялся», Россия заявила, что трасса ей была неизвестна, и опубликовала видео, которым хотела доказать, прежде всего, то, что конвой пострадал не от авианалета — его грузовики просто сгорели при непосредственном участии «спасателей» из «Белых касок», которые, «как всегда, случайно появились в нужном месте с камерой» и уже прославились множеством пропагандистских акций, направленных против Дамаска и России. ООН, которая приостановила свою гуманитарную помощь Алеппо, по прошествии нескольких часов также перестала говорить о «налетах» и предпочла заявить, что «не знает, что там произошло», признав, что количество жертв, скорее всего, не будет таким большим, как сообщалось вначале…
Нападение на гуманитарный конвой, скорее всего, обретет более ясные очертания тогда, когда товары из сожженных грузовиков появятся в окрестностях Алеппо на черном рынке (по безбожным ценам), но США продолжают приписывать уничтожение конвоя двум российским истребителям, ссылаясь на то, что якобы это было «местью» за американский удар в Дейризоре. Это не очень логичное американское мнение вскоре подкрепило заявление, что Россия несет ответственность за произошедшее с конвоем, даже если не наносила по нему удара. По словам советника Обамы Бэна Родса, российская ответственность заключается в том, что Россия заявила о своем участии в перемирии и гуманитарных поставках для севера Сирии, поэтому уничтожение конвоя — именно российский просчет, что бы с ним на самом деле ни случилось. Как будто американская сторона не принимала на себя тех же обязательств…
Договоренность между Россией и США, полное содержание которой Россия хочет обнародовать, чтобы было ясно, кто, как и какие обязательства нарушает, судя по всему, формально продолжает «действовать». Хотя Белый дом утверждает, что «преждевременно говорить» о военном сотрудничестве с Россией, о котором США и Россия недавно договорились, потому что «сначала должно быть выполнено соглашение о перемирии». Но смысла в нем не видят ни Россия, ни Сирия, ни джихадисты.
Похоже, Соединенные Штаты не так сильны в сирийской войне, чтобы устанавливать «правила игры», но по-прежнему располагают достаточными силами, чтобы, изощренно дергая за нитки, портить игру остальным, хотя и неясно, как долго США это будет удаваться. Итак, договоренность — по крайней мере из-за своей «обвинительной» главы, которую можно писать бесконечно — превращается в кусок бумаги, который всего через неделю и несколько дней больше всего напоминает уже «проверенный» заблудший «Минск 2»…
Вот как-то так.