Сегодня Хиллари Клинтон и Дональд Трамп впервые сойдутся на сцене и проведут дебаты. Опросы показывают, что Клинтон лидирует с минимальным перевесом, а поэтому интерес к дебатам огромен, в том числе, в плане того, что там будет сказано о внешнем мире.
Но как зарубежные зрители будут оценивать эти американские дебаты? Мы провели исследование, которое дает некоторые ключи к разгадке. С 2013 года мы следим за тем, как элиты в различных регионах мира смотрят на США, используя мнения тех, кто наиболее тесно связан с внешнеполитическими процессами в своих странах. В последний раз мы изучали точки зрения в Латинской Америке и в постсоветских государствах.
Цель данного проекта не в том, чтобы подменить им традиционные формы социологических опросов. Скорее, он направлен на то, чтобы конкретизировать и облечь плотью те данные, которые мы получаем в ходе исследования, а потом сопоставить их с повествовательными линиями о действиях США в мире. Традиционные опросы показывают значительную степень одобрительного отношения к США. В большинстве стран мира за последние несколько лет точка зрения на Америку была в целом позитивной, хотя и не в подавляющем большинстве. Но мы в ходе своих исследований выяснили, что такое позитивное отношение распространяется чаще всего на идеи США и их неофициальных представителей (бизнес, университеты, НКО), но не на правительство и его политику.
Внимание к высшему руководству
В ответах постоянно звучит мнение о том, что американское правительство ведет себя в мире высокомерно и нагло. Материалы для нашего доклада были подготовлены в основном весной и летом 2015 года, поэтому в них Клинтон и Трамп упоминаются довольно редко. Но в гораздо большей степени, чем обычно, кандидаты от основных партий представляют два очень разных пути, которыми могут пойти Соединенные Штаты.
Будучи левоцентристским политиком с несколько воинственными позывами, Клинтон существует в основном внутри современной традиции американской внешней политики и, скорее всего, хочет усилить существующие представления о намерениях США. В ее предложениях мало чего такого, что может серьезно улучшить международное мнение о США; но внезапно ухудшить его не может почти ничто.
И напротив, политика Трампа ставит в тупик эту политическую традицию. Некоторые направления в его политике, скажем, отмежевание от Восточной Европы в военном плане, могут найти поддержку среди населения, которое традиционно с подозрением относится к американским мотивам, например, среди российской элиты. Но его пренебрежение к нормам международного права наверняка окажет гораздо большее воздействие. Его заявления в поддержку пыток, коллективного наказания и религиозных тестов для иммигрантов очень быстро расширят и без того значительный разрыв между американскими заявлениями о США как о высоконравственной путеводной звезде, и весьма негативными взглядами на конкретные действия и политику Вашингтона.
А эти взгляды и представления будут иметь колоссальное значение. В ходе своего исследования по самым разным регионам мы обнаружили одну закономерность. Мир очень слабо представляет себе процесс разработки и реализации политики в США. Разброс мнений довольно широк: латиноамериканская и европейская элита немного лучше знакома со сложностями американской политической системы, чем элита в азиатских и постсоветских странах. Но в целом вся эта группа людей придает чрезмерное значение высшим эшелонам политической власти. Поэтому действия и заявления американского президента и его высокопоставленных назначенцев (таких как госсекретарь и министр обороны) будут чрезвычайно важны для формирования представлений о США. А это, в свою очередь, окажет вторичное и третичное воздействие на двусторонние отношения и политику.
Внутренняя политика, глобальный интерес
И наконец, важно отметить, что аудитория за пределами США не просто обращает внимание на направления внешней политики. Наши вопросы и ответы на них говорят о том, что как минимум для элиты американская внутренняя политика является существенным фактором, влияющим на ее мнение об Америке. Здесь особенно сильно мнение об узаконенной дискриминации в обществе. Среди ответов, полученных нами в 2015 году, очень много ссылок на беспорядки в Фергюсоне, на перестрелки с большим количеством жертв в США, а также на степень экономического неравенства в стране. Но связь здесь непростая. Взгляды иностранной аудитории на многие из этих вопросов очень сильно отличаются от точки зрения американцев. Например, за пределами США очень трудно найти поддержку точке зрения о том, что законы о ношении оружия надо ослабить; в то же время, такая точка зрения в США уже давно завела в политический тупик вопрос о насилии с применением оружия.
Во время дебатов все внимание кандидатов будет сосредоточено на том, чтобы переманить на свою сторону американский электорат. Но победителю придется искать возможности для разговора с международной аудиторией, отвечая на ее вопросы, и одновременно с этим рачительно относиться к тем положительным представлениям, которые дают США возможность действовать эффективно на мировой арене.