В Нью-Йорке, в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели отдельные встречи с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Из совместного заявления, сделанного по этому поводу, следует, что, кроме обсуждения прогресса в выполнении венских и санкт-петербургских договоренностей относительно внедрения дополнительных механизмов сохранения режима прекращения огня на азербайджано-карабахской границе, сопредседатели сделали несколько предложений главам МИД и в ближайшем будущем посетят регион, чтобы ознакомиться с отношениям сторон к этим предложениям. От имени властей своих стран они высказали готовность организовать новую встречу министров иностранных дел или президентов сторон карабахского конфликта.
Напомним, что такую готовность в своем поздравительном обращении в честь Дня Независимости Армении выразил также президент Франции Франсуа Олланд. А американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик в своем микроблоге в Твиттере накануне написал, что «они (от ред. — сопредседатели) ждут прогресса в основных вопросах (по урегулированию карабахского конфликта)». Американский сопредседатель не пояснил на чем основано это ожидание. Несмотря на это, очевидно, что после состоявшейся в Санкт-Петербурге встречи президентов Армении и Азербайджана сопредседатели пытаются придать новой импульс переговорному процессу.
Занимательно, что эта активизация сопредседателей происходит на фоне демонстрации новой военной техники Вооруженных Сил Армении и довольно открытого сигнала, что Армения сможет защищаться при новой агрессии по отношении к ней (а следовательно, и по отношении к Карабаху), который формируют подконтрольные России информационные потоки. Также подчеркивается, что Армения единственная страна, которой была предоставлена оперативно-тактическая ракетная система «Искандер».
Если учитывать, что эта система может быть применена только в исключительных случаях и не может использоваться в ежедневном режиме, то это открытие однозначно направлено не столько на усиление военного потенциала Армении или перенесения баланса вооружений в армянскую сторону, сколько нацелена на то, чтобы заставить Азербайджан пойти на политическое урегулирование вопроса или, что то же самое, пойти на компромиссы. То есть, основной месседж в том, что Карабахский конфликт не может иметь военного решения и что Азербайджан должен расстаться с иллюзиями на этот счет.
Но что дает это Армении? До сегодняшнего дня Ереван был в роли зрителя: удастся ли странам-посредникам заставить Азербайджан исполнять договоренности. Днями ранее заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян заявил, что после апрельской войны возникла необходимость серьезно пересмотреть Мадридские принципы. Речь идет об одном из самых уязвимых пунктов для Армении в этих принципах, о неопределенности сроков референдума для определения окончательного статуса НКР. Обратим внимание, что на пересмотр Мадридских принципов из-за апрельской войны в Ереване начали намекать не сразу после этой войны, хотя это был самый благоприятный момент для этого, а сейчас, когда с одной стороны идет новая активация переговорного процесса, а с другой стороны раскрывается новое военно-техническое пополнение армянской армии. И это не может быть чистой случайностью. Проблема в том, что в сложившейся тупиковой ситуации Азербайджан на самом деле может согласиться на внедрение механизмов сохранения режима перемирия. Если это произойдет, векторы внешнего давления будут направлены против Армении, в том смысле, что Армения должна будет согласиться с принципами урегулирования, находящимися на переговорном столе. Этого нельзя будет избежать и потому, что Россия может предоставить ракетные системы «Искандер» также и Азербайджану. Если, конечно, уже этого не сделала.
Лучший вариант недопущения такого сценария, наверно, применение новой стратегии пересмотра или аннулирования Мадридских принципов. Пока ответственным за торпедирование переговоров считается Азербайджан, это требование Еревана должно быть сформулировано еще смелее, параллельно активизации процесса международного признания НКР и тем самым гарантирования безопасности карабахцев. Новое вооружение, если действительно и склоняет баланс сил в сторону Армении, то значительно укрепляет позиции Еревана. Более того, для официального Еревана сейчас трудно будет объяснить, зачем нужно продолжать проводимую до сих пор политику, при наличии такой оснащенности военного потенциала.